Абитуриент, сдающий экзамены в вуз по иностранному языку (английскому, немецкому, французскому, испанскому), должен показать знания, соответствующие программе среднего (полного) образования. Это относится к пониманию звучащей речи, говорению в монологической и диалогической формах, пониманию письменных текстов. Требования к пониманию звучащей речи (единые для всех языков) Испытуемые должны понимать на слух иноязычную речь, однократно предъявляемую в естественном темпе, построенную на языковом материале 11-го и предшествующих классов и допускающую включение до 3-4% незнакомых слов, незнание которых не препятствует пониманию услышанного. Требования к говорению в диалогической и монологической формах (единые для всех языков) Абитуриенты должны уметь общаться с одним или несколькими собеседниками в связи с представленной ситуацией или в связи с услышанным, прочитанным, увиденным, используя элементы описания, повествования, рассуждения, выражая свое отношение к излагаемым фактам и суждениям в пределах языкового материала 11-го и предшествующих классов. Объем связного высказывания - не менее 12-15 фраз. Абитуриенты должны самостоятельно уметь делать подготовленное ими устное сообщение, доклад по теме или проблеме, используя при этом необходимые источники информации на родном и изучаемом языках, в пределах 3-5 минут. Диалогическая речь. Абитуриент должен уметь без предварительной подготовки вести беседу с одним или несколькими собеседниками в связи с предъявленной ситуацией общения, а также содержанием увиденного, услышанного или прочитанного, участвовать в диалогах различных типов (односторонний или взаимный расспрос, одностороннее или взаимное информирование, побуждение к действию, обмен мнениями, обсуждение планов совместной деятельности и др.), спонтанно реагируя на изменение речевого поведения собеседника и выражая личное отношение к предмету обсуждения, в пределах программного языкового материала. Высказывание каждого собеседника должно содержать не менее 6-8 реплик, правильно оформленных в языковом отношении и отвечающих поставленной коммуникативной задаче Монологическая речь. Абитуриент должен уметь без предварительной подготовки высказываться логично, последовательно и в соответствии с предложенной ситуацией общения или в связи с прослушанным, увиденным или прочитанным, передавать основное содержание прослушанного или прочитанного в пределах программного языкового материала. Объем высказывания - не менее 10-12 фраз, правильно оформленных в языковом отношении и отвечающих поставленной коммуникативной задаче. Абитуриент должен уметь делать устные подготовленные сообщения по теме в пределах 2-3 минут. Требования к пониманию письменных текстов (единые для всех языков) Абитуриент должен уметь: - с целью извлечения полной информации читать молча впервые предъявляемые тексты, построенные на языковом материале 11-го и предшествующих классов и включающие до 3-5% незнакомых слов, понимаемых по догадке или с помощью иностранно-русского словаря; - с целью извлечения основной информации читать молча (без помощи словаря) впервые предъявляемые тексты, построенные на языковом материале 11-го и предшествующих классов и включающие до 2-3% незнакомых слов, о значении которых можно догадаться или незнание которых влияет на понимание основного содержания читаемого; - с целью извлечения частичной информации (о предметной области, к которой относится текст, его авторе или авторах, о том, для кого и с какой целью он написан, и т.п.) читать молча (без помощи словаря) впервые предъявляемые тексты частично адаптированного характера. Сферы общения и тематика (единые для всех языков) Основными сферами общения являются: социально-бытовая, учебно-трудовая, социально-культурная. В рамках названных тем выделяется следующая тематика: - семья, занятия членов семьи и их профессии; взаимоотношения в семье, помощь старшим; дом и квартира, обязанности по дому; одежда; еда, магазин, покупки; самочувствие; - друзья, взаимоотношения с друзьями; - жизнь и система образования; - человек и черты его характера; любимые книги, кинофильмы и их герои; - занятия иностранным языком; роль иностранного языка в культурной и профессиональной деятельности; - различные виды труда и профессии; выбор и подготовка к профессии; - досуг, увлечения; физкультура и спорт, путешествия и туризм; - участие в общественной, благотворительной деятельности, в деятельности за сохранение культурного наследия и национальных традиций народа, в деятельности, связанной с охраной окружающей среды; - жизнь и быт в городе и на селе; - наука и техника; сотрудничество нашей страны с зарубежными странами в области экономики, науки, культуры, образования и по другим направлениям; - государственная символика; столица и другие города, их достопримечательности; общенациональные праздники и знаменательные даты; народные обычаи и традиции; - молодежь, ее место в жизни, морально-этические ценности, профессиональное становление; культурные и спортивные развлечения молодежи; - исторические и современные связи народов нашей страны с народами стран изучаемого языка; - охрана природы и экологические проблемы в нашей стране и странах изучаемого языка; - особенности национальной культуры, искусства и литературы, обычаи и традиции; - жизнь и творчество замечательных людей - представителей разных эпох; - средства массовой коммуникации: печать, радио, телевидение; освещение в них молодежной тематики. Языковой материал Абитуриент должен продемонстрировать минимум грамматических явлений, которые обеспечивают иноязычное общение (в непосредственной и опосредованной формах) в рамках обозначенных программой сфер и тем. К ним относятся: - конструкции, выражающие субъектно-предикативные отношения (с глаголами-связками, с глаголами, выражающими принадлежность, и др.); - грамматические явления, выражающие действие ( в настоящем, прошлом и будущем) и характер его протекания (наличие факта действия, результата действия, продолжения действия и др.), а также модальность (желание, необходимость, возможность и др.); побуждение к действию и его запрещение; - средства выражения определенности-неопределенности (артикль, местоимение и др.); единичности-множественности предметов, явлений; качества предметов, действий и состояний; интенсивности качества (степени сравнения прилагательных, наречий); порядка и количества предметов (количественные и порядковые числительные); - средства выражения определительных и определительно-обстоя-тельственных отношений (конструкций, характеризующих предмет по внешнему виду, по наличию или отсутствию признаков; конструкции с инфинитивом, причастием и т.д.); объектных отношений (залог действительный и страдательный); обстоятельственных отношений (пространственные, временные, причинно-следственные, отношения сравнения и др.); - средства связи предложений и частей текста (структурные и композиционные средства связи; средства, устанавливающие логические связи между высказываниями; средства, указывающие на объективную и субъективную оценку информации , и др.). Английский язык Словообразование. Суффиксы числительных -teen, -tу, -th; существительных -er(оr); словосложение. Грамматический. Овладение речевыми образцами с глаголами to be, to have в настоящем, прошедшем и будущем времени; со знаменательными глаголами в Present Indefinite, Future Indefinite, Past Indefinite, Present Cotinuous, Present Perfect; с модальными глаголами can, may, must; с глаголами в повелительном наклонении в утвердительной и отрицательной формах; образцами безличных предложений типа It is Monday; It is five o`clock; It is cold in winter (in the room); оборотами there is (there are); it is (difficult) to (do it) в настоящем, прошедшем и будущем времени. Овладение утвердительной, отрицательной и вопросительной формами указанных образцов. Употребление сложносочиненных предложений. Употребление существительных в единственном и множественном числе. Употребление определенного, неопределенного и нулевого артиклей. Выражение принадлежности с помощью притяжательной формы существительных. Употребление личных, указательных, притяжательных, неопределенных (some, any, no) и вопросительных местоимений. Употребление качественных прилагательных в положительной, сравнительной и превосходной степенях, количественных и порядковых числительных по 100. Употребление предлогов места и направления, союзов, наречий. Словообразование. Суффиксы существительных –tion, -ness; прилагательных -у, -ful, -аble, -less; наречий ly; конверсия; префиксы –un-, in-, im-, il-, ir-, re-. Грамматический. Овладение речевыми образцами с глаголами в Past Continuous, Past Indefinite Passive, Present Indefinite для обозначения будущих действий после союзов if, when, с возвратными глаголами; речевым оборотом to be (to), с конструкцией с глаголом let. Овладение утвердительной, отрицательной и вопросительной формами указанных образцов. Употребление сложноподчиненных предложений с придаточными определительными, дополнительными и обстоятельными времени, места, причины, условия, образа действия. Употребление местоимений somebody, anybody, no one (nobody), местоимений much, little, many, few, а также местоименных выражений a few, a little, a lot (of). Употребление возвратных глаголов. Употребление числительных свыше 100. Ознакомление с формами, значением и употреблением глаголов в Past Perfect. Словообразование. Суффиксы существительных -ist, -ism; прилагательных –ic(al). Грамматический. Овладение речевыми образцами с глаголами в Present Indefinite Passive, Future Indefinite Passive, Present Perfect Passive, Past Perfect Active, Past Perfect Passive, Future in the Past; с эквивалентами модальных глаголов. Ознакомление с формами, значением и употреблением условных предложений с нереальным условием, относящимся к настоящему и прошедшему времени (If I had time now, should go to the concert; If I had time yesterday, I should have gone to the concert). Ознакомление с формами причастий и герундия. Ознакомление с согласованием времени. Словообразование. Суффиксы существительных -(i)ty, -ing; прилагательных -ish, -ous; глаголов -en. Грамматический. Овладение речевыми образцами с глаголами в Present и Past Perfect Continuous. Ознакомление с формами, значением и употреблением герундиальных и причастных оборотов. Немецкий язык Грамматический материал. Словосложение; суффиксы существительных мужского рода -er, женского рода -in, среднего рода -chen, lein; суффиксы числительных -zehn, -zig; префиксы глаголов auf-, mit-, zu-, be-, ge-, er-, ver-. Суффиксы прилагательных -ig, -lich; существительных -ung, -tion. Словообразование. Суффиксы существительных -heit, -keit, -schaft; прилагательных -haft, -isch. Овладение речевыми формами с глаголами sein, haben; с модальными глаголами wollen, konnen, mьssen, durfen, sollen в Prousens; с знаменательными глаголами в настоящем, прошедшем и будущем времени; с глаголами в повелительном наклонении в утвердительной и отрицательной формах; с глаголами, имеющими отделяемые и неотделяемые приставки; с инфинитивным оборотом um ... zu. Овладение утвердительной, отрицательной и вопросительной формами указанных образцов. Употребление существительных с неопределенным, определенным артиклем и без артикля, существительных в родительном падеже, существительных слабого склонения в единственном и множественном числе в именительном, дательном и винительном падежах. Употребление личных, вопросительных и притяжательных местоимений mein, dein, sein, ihr в именительном падеже, а также отрицательного местоимения kein. Употребление прилагательных и наречий в краткой форме в положительной степени. Употребление количественных числительных до 100. Употребление предлогов и союзов. Овладение речевыми образцами со знаменательными глаголами в Plusquamperfekt, Futurum I, а также с возвратными глаголами во всех временных формах; образцами неопределенно-личных и безличных предложений. Употребление прилагательных и наречий в сравнительной и превосходной степенях. Употребление указательных местоимений dieser, jener. Употребление предлогов с двойным управлением. Употребление числительных свыше 100. Овладение речевыми образцами с глаголами в Prдsens Imperfekt с конструкциями типа haben (sein)+zu+Infinitiv, а также с инфинитивными группами statt ... zu, ohne ... zu. Употребление сложноподчиненных предложений с придаточными дополнительными, определительными, условными, причины, времени и др. Употребление инфинитива с zu и без zu. Употребление предлогов, в том числе требующих Genitiv. Употребление прилагательных в качестве определения. Ознакомление с формами, значениями и употреблением глаголов в Perfekt, Plusquamperfekt и Futurum Passiv. Французский язык Грамматический материал. Суффикс порядковых числительных -ieme. Словосложение. Наиболее употребительные суффиксы существительных, прилагательных, глаголов, а также префиксы -re-. Суффиксы существительных -age, -ance, -ence, -eur, -cose, -ade, -et(te), -ine(ne), -ier(e); прилагательных -el(le), -al, able, -ible, -if, -iv, наречий -ment, префиксы in-, im-, de-, -des-, dis-, ant-, pre-. Овладение речевыми образцами с глаголами ctre, avoir, а также со знаменательными глаголами в present de l`indicatif, passe compose, passe immediat, futur simple, futur immediat, imparfait; с глаголами в повелительном наклонении в утвердительной и отрицательной формах; с модальными глаголами vouloir, pouvoir и другими в настоящем времени; с образцами безличных предложений типа Il neige; Il fait beau и другими. Овладение утвердительной, отрицательной и вопросительной формами указанных образцов. Употребление альтернативных форм вопросов и ответов. Употребление сложносочиненных предложений. Употребление существительных мужского и женского родов с определенным, неопределенным и частичным артиклями. Употребление качественных прилагательных мужского и женского родов и наречий в положительной, сравнительной и превосходной степенях. Употребление предлогов места и направления. Употребление личных местоимений. Употребление количественных и порядковых числительных до 100. Овладение речевыми образцами со знаменательными глаголами в plus-que-parfait futur anterieur, а также с глаголами в пассивной форме. Употребление местоимений (указательных, притяжательных и др.) и местоименных глаголов. Употребление числительных свыше 100. Ознакомление с формами, значением и употреблением глаголов в passe simple (3-е лицо единственного и множественного числа). Овладение речевыми образцами с глаголами в subjonctif present, conditionnel present. Употребление сложноподчиненных предложений с придаточными определительными, обстоятельственными (времени, цели, условными, уступительными), дополнительными (косвенная речь, косвенный вопрос). Ознакомление с формами, значением и употреблением глаголов в gerondif и participe present, futur и passe immediat dans le passe. Ознакомление с согласованием времен изъявительного наклонения (одновре-менность, предшествование, следование действий). Испанский язык Грамматика (морфология). Словообразование. Суффиксы существительных -ito, -ita, -dor, -dora, -tor, -tora, -sor, -sora, -cion; прилагательных -ible, -able. Словообразование. Суффиксы существительных -ero, -era, -ista, -ismo, -mento, -ante, -miento; прилагательных -ero, -era, -ista, -ante, -iente, -ano, -ana, -al, -il; префиксы -re, -des, in-. Словообразование. Суффиксы существительных -tor, -cion, -miento, -ismo, -dad, -icia, -icio, -eria, -ia; прилагательных -oso, -osa, -ico, -ica, -is(a); глаголов -ificar, -ecer, -izar; префиксы dc-, con-, dis-, pre-. Грамматика. Овладение речевыми образцами с глаголами ser, estar; со знаменательными глаголами в presente de indicativo; futuro immediato, preterito indefinido, futuro simple I, II, III спряжения; с глаголами в повелительном наклонении в утвердительной и отрицательной формах; конструкциями despues de, antes de+infinitivo; poder, deber, tener que++infinitivo, gustar, saber+infinitivo в presente, preterito innefinido de indicativo, futuro simple. Употребление сложносочиненных предложений. Употребление существительных в единственном и множественном числе, существительных с неопределенным, определенным и нулевым артиклями. Употребление прилагательных и наречий в положительной, отрицательной, сравнительной и превосходной степенях. Употребление личных, указательных и притяжательных местоимений и местоименных прилагательных. Употребление количественных и порядковых числительных до 100. Употребление предлогов и союзов. Грамматика. Овладение речевыми образцами с глаголами в plus-cuameperfecto de indicativo, presente de subjuntivo, imperativo negativo, potencial simple; с глаголами в пассивной форме; конструкциями типа estar, seguir+gerundio, инфинитивными конструкциями типа acabar de, dejar de+infinitivo; безличными предложениями. Употребление сложноподчиненных предложений с придаточными обстоятельственными (времени, причины, условия), дополнительными (включая косвенную речь и косвенный вопрос). Употребление качественных прилагательных и наречий в сравнительной и превосходной степенях. Употребление местоимений в качестве прямого и косвенного дополнения (одновременное употребление). Употребление participio в функции определения. Ознакомление с согласованием времен. Грамматика. Овладение речевыми образцами с глаголами в preterito perfecto, imperfecto de indicativo; с возвратными глаголами; с инфинитив-ными конструкциями empezar+infinitivo, terminarde+infinitivo и оборотом acabar de+infnnitivo. Употребление сложноподчиненных предложений. Употребление местоимений в качестве прямого и косвенного дополнений. Употребление наречий и прилагательных в сравнительной и превосходной степенях. Употребление числительных свыше 100. Грамматика. Ознакомление с формами, значением и употреблением potencial simple во временном значении, imperfecto de sibjuntivo, potencial compuesto в условных предложениях. Ознакомление с инфинитивным оборотом acusativo+infinitivo. Ознакомление с согласованием времен. В а р и а н т б и л е т а п о и н о с т р а н н о м у я з ы к у 1. Прочитайте, переведите и перескажите на иностранном языке текст. 2. Переведите (письменно или устно) на иностранный язык несколько предложений. Скажите ей, что у меня сейчас много работы, а потом я должен идти в институт. Эти вопросы обсуждаются обычно после работы. 3. Беседа на предложенную тему на иностранном языке. |
|