МАТИ - Российский государственный технологический университет им. К.Э. Циолковского

Главная страница


История


ФакультетыДовузовская подготовкаКак поступить
Специальности и направления подготовкиКоординаты


       Большинство технических вузов, ныне являющихся флагманами инженерного образования России, были организованы в начале 30-х годов. В непростое время начала индустриализации страны создавались материальные предпосылки самого существования народов, населявших нашу Родину. Именно тогда возникли советские технические вузы, готовившие инженерные кадры для добывающих отраслей промышленности, машиностроения, транспорта и т. д. В развитие новых учебных заведений вкладывали значительные государственные средства, их обеспечивали квалифицированным профессорско-преподавательским составом.
       Одним из перспективных направлении формирования воздушною флота страны считалось развитие дирижаблестроения. Казалось, нет границ применения этих летательных аппаратов в различных сферах человеческой деятельности. Достаточно вспомнить первый полет к Северному полюсу полужесткого дирижабля "Норвегия" под командованием известного итальянского инженера-конструктора воздушных судов Умберто Нобиле. В Англии, Германии, США и других развитых странах дирижаблестроение находилось под государственным контролем и имело оборонное значение.
       Реальные потребности народного хозяйства СССР, нужды обороны страны и опыт индустриальных государств мира указывали на необходимость форсированного создания самостоятельной дирижаблестроительной отрасли промышленности. Для решения этой сложной задачи нужны были квалифицированные кадры отечественных специалистов: инженеров-конструкторов, инженеров-технологов и инженеров по эксплуатации воздушных судов. Подготовка в 20-е годы в Ленинграде и Москве небольшого числа инженеров дирижабельного профиля не могла обеспечить возрастающие потребности технически сложной отрасли индустрии.
       Поэтому, при создании в 1930 г. Московского авиационного института (МАИ), в нем организовали воздухоплавательное отделение, которое в следующем году преобразовали в дирижаблестроительный факультет. В 1931 г. воздухоплавательное отделение Ленинградского института Гражданского воздушного флота (ЛИГВФ) было реорганизовано в дирижабельный факультет. Названные факультеты МАИ и ЛИГВФ подчинялись Научно-исследовательскому комбинату по опытному строительству и эксплуатации дирижаблей - Дирижаблестрою, созданному в 1931 году.
       Логика развития дирижаблестроительной отрасли промышленности требовала сосредоточить подготовку инженерных кадров в одном специализированном вузе. На основании постановления Президиума ЦКК ВКП(б) и Коллегии НК РКИ СССР от 23 сентября 1932 г. дирижаблестроительный факультет МАИ был выделен в самостоятельное высшее учебное заведение Дирижаблестроя. Постановлением Главного управления ГВФ от 25 ноября 1932 г. на базе Дирижаблестроительного факультета Дирижаблестроя образован Московский дирижаблестроительный институт (МДИ). Первым начальником МДИ являлся А. Ф. Красных.
       Летом 1933 г. в структуру МДИ был включен дирижабельный факультет ЛИГВФ с его сотрудниками и студентами. В том же году постановлением Главного управления ГВФ создается Дирижаблестроительный учебный комбинат (ДУК) в составе МДИ и Воздухоплавательной школы. Эта школа представляла собой среднее специальное учебное заведение для подготовки пилотов и техников по эксплуатации дирижаблей (аэростатов). Начальниками ДУК и одновременно начальниками МДИ являлись: Д. М. Дулицкий (1933-1934 гг.), И. К. Адамович (1934-1936 гг.) и А. А. Лаврентьев (1936-1939 гг.). В период нахождения в составе ДУК, МДИ сохранял самостоятельность как учебное заведение, имел все признаки юридического лица и официально значился втузом Аэрофлота СССР.
       МДИ разместили в поселке Тушино Московской области в одном здании с НИИ Аэрофлота, что имело важное значение для развития тесных связей в области проектирования, строительства и эксплуатации дирижаблей. Выпускной курс института обучался и жил в подмосковном поселке Долгопрудном, где находилась производственная база Дирижаблестроя. Здесь же слушатели МДИ и курсанты Воздухошколы проходили производственную и летную практику, поскольку рядом располагался основной дирижабельный порт СССР. В МДИ преподавали известные отечественные ученые профессора Б. М. Земский, М. М. Ижевский, П. Т. Калиновский, М. Н. Канищев, П. Я. Кочина, Е. Б. Лунц, М. М. Масленников и др. В числе преподавателей вуза был легендарный Умберто Нобиле, работавший в Советском Союзе по контракту с Дирижаблестроем с 1932 по 1936 год.
       Великий русский ученый и мыслитель К. Э. Циолковский горячо приветствовал рождение специализированного дирижаблестроительного института. Константин Эдуардович живо интересовался учебно-научной деятельностью МДИ, по его книгам и статьям слушатели познавали основы теории и практики дирижаблестроения и воздухоплавания. Важно отметить, что многие юноши и девушки одновременно обучались в институте и школе, соединяя воедино теорию с практикой. После смерти К. Э. Циолковского его имя в 1935 г. было присвоено ДУК, а затем перешло к МДИ. Во второй половине 30-х гг. стипендии К. Э. Циолковского получали лучшие студенты нашего вуза - М. А. Цайг, Е. А. Победоносцев, К. Л. Цейтлин и В. М. Иезуитов.
       Многие выпускники, студенты и курсанты ДУК принимали участие в полетах советских дирижаблей, флагманом которых в 30-е гг. был "СССР В-6 Осоавиахим". Этот воздушный корабль полужесткого типа развивал скорость до 1000 км/час и имел грузоподъемность 8,5 тонны. С 29 октября по 4 ноября 1937 г. дирижабль В-6 под командованием выпускника МДИ И. В. Панькова совершил рекордный полет по продолжительности пребывания в воздухе. Экипаж дирижабля, в состав которого входили выпускники вуза инженеры Т. С. Кулагин и В. А. Устинович, установил мировой рекорд беспосадочного полета - 130 часов 27 минут. Это достижение американские воздухоплаватели смогли превзойти только через 20 лет.
       Однако эпоха дирижаблестроения в Советском Союзе завершилась, необходимость массовой подготовки кадров для этих целей отпала. В связи с растущими потребностями Аэрофлота в специалистах ремонтного профиля, 8 мая 1939 г. СНК СССР разрешил реорганизовать МДИ им. К Э. Циолковского в Московский институт инженеров Гражданского воздушного флота им К. Э Циолковского (МИИГВФ).
       Сплоченному коллективу вуза под руководством А. А. Лаврентьева удалось сохранить костяк профессорско-преподавательского состава и приумножить учебно-материальную базу, а также увеличить объем научно-исследовательской работы. За 30-е годы институт подготовил около 500 квалифицированных инженеров, многие из которых внесли существенный вклад в развитие отечественной науки, техники и технологии. В их числе особое место занимают доктора технических наук В. М. Гарышев, Г. И. Голышев, В. А. Джапаридзе, Г. П. Свищев, В. В. Уткин и В. А. Федотов, ставшие крупными учеными, организаторами науки и производства.
       Начавшаяся вторая мировая война потребовала от советского руководства резкого усиления внимания к вопросам укрепления обороноспособности страны. Локальная война Советского Союза с Финляндией вскрыла слабые места советских Вооруженных Сил, в том числе в качестве и количестве некоторых видов авиационной техники. Поэтому в СССР был взят курс на опережающее развитие авиационной промышленности, для чего потребовалось значительное число квалифицированных инженеров-технологов Созданному в 1939 г. Народному комиссариату авиационной промышленности СССР подчинили все профильные высшие учебные заведения и научно-исследовательские учреждения.
       В соответствии с постановлением ЦК ВКП(б) и СНК СССР от 17 июня 1940 г. МИИГВФ им. К. Э. Циолковского был передан Наркомавиапрому и на его базе создан Московский авиационный технологический институт (МАТИ). Основная учебно-материальная база вуза была сохранена, а численность сотрудников и студентов существенно увеличена. Тогда в структуру института входили три факультета: технологии горячей и холодной обработки металлов (? 1), технологии авиационного моторостроения (? 2), технологии самолетостроения (? 3). Первым директором МАТИ стал М. А. Попов, будущий доктор технических наук, профессор, ректор МВТУ им. Н. Э. Баумана.
       В 1941-1943 гг. МАТИ своей большей частью находился в эвакуации в Новосибирске, где продолжалась подготовка инженеров для предприятий Наркомавиапрома СССР. Учебно-производственные мастерские и другие подразделения института оставались в Москве и Подмосковье, выполняя задания в интересах авиационной промышленности и фронта. В эти тяжелые годы многие сотрудники вуза проводили научно-исследовательскую и опытно-конструкторскую работу по оборонной тематике, а студенты в вечернее время трудились в цехах и лабораториях Новосибирского авиационного завода им. В. П. Чкалова.
       За годы Великой Отечественной войны около 300 студентов и сотрудников МАТИ были призваны в Красную Армию или добровольно, через дивизии народного ополчения Москвы и Новосибирска, ушли на фронт. Практически весь состав выпускников Воздухоплавательной школы ДУК и МИИГВФ участвовал в боевых действиях в качестве офицеров ВВС. Более 50 человек геройски погибли в боях с фашистами, многие были награждены орденами и медалями, а бывшая студентка второго курса института летчица Е. А. Жигуленко стала Героем Советского Союза.
       После реэвакуации из Новосибирска, МАТИ разместили сначала в здании на пл. Борьбы, а затем в нескольких корпусах на ул. Ульяновской и ул. Петровке. Под руководством директора М. А. Попова институт быстро восстановил свою довоенную численность сотрудников и студентов. С 1943 г. в вузе начали создавать новые выпускающие кафедры по подготовке инженеров для остродефицитных специальностей. В 1944 г. был основан вечерний авиатехнологический факультет для обучения техников и рабочих авиационных предприятий. После окончания войны интерес к вечернему высшему образованию резко возрос, что потребовало создания на ряде авиационных заводов филиалов вечернего факультета МАТИ.
       В конце 40-х, в 50-е и 60-е годы под руководством директоров А. Н. Журавлева, П. Ф. Чударева, А. Ф. Метелкина и А. С. Проникова вуз существенно улучшил показатели по основным направлениям своей деятельности. Существенно возросла численность студентов и аспирантов (в 1965 г. она достигла 5 тыс. чел.), удельный вес докторов наук среди профессорско-преподавательского состава превысил 10 процентов. К середине 60-х гг. в институте сформировался ряд научных школ в области металловедения, литья, сварки легких и специальных сплавов и по другим направлениям авиастроительной технологии. В подлинную сокровищницу информации по высоким технологиям превратились "Труды МАТИ", издававшиеся с 1940 г. по 1971 г. (вышло более 70 книг).
       Неоценимый вклад в развитие МАТИ внесли крупные ученые, педагоги и специалисты: академики АН СССР П. Я. Кочина, И. Н. Фридляндер и А. И. Целиков, член-корреспондент АН СССР И. А. Одинг, академик АН УССР С. В. Серенсен, член-корреспондент АН УССР С Н. Кожевников, член-корреспондент АН БССР А И. Вейник, заслуженные деятели науки и техники РСФСР, доктора технических наук, профессора Н С Ачеркан, Д. Я. Вишняков, М Н. Горбунов, А. М. Даниелян, Н. Ф. Казаков, А. И. Колпашников, Г. Д. Никифоров, Е. И. Степанычев, Хворанухин Л. А., Е. Б. Тростянская, лауреат Ленинской и Государственных премий В. А. Ливанов и другие.
       В 1971 г МАТИ вторично возглавил А. Ф. Метелкин, который стал первым ректором вуза. Под его руководством в институте было завершено строительство двух учебных корпусов на ул. Ульяновской и решены многие проблемы обеспечения подготовки специалистов. Во второй половине 70-х г.г. в структуре МАТИ им К. Э. Циолковского были образованы новые кафедры, факультет повышения квалификации преподавателей вузов, специальный факультет переподготовки кадров, подготовительное отделение, патентно-лицензионный отдел и другие важные подразделения.
       В январе 1979 г ректором МАТИ им. К Э Циолковского стал доктор технических наук, профессор Б. С. Митин. В 80-е г.г. в институте были созданы новые подразделения: учебно-методическое управление, факультет технологии авиаконструкций из композиционных материалов, факультет довузовской подготовки и профессиональной ориентации, Межотраслевой институт повышения квалификации кадров по новым направлениям развития техники и технологии, отдел международных связей, кафедры охраны труда, порошковых композиционных материалов и защитных покрытий, технологии космической техники, технологии диффузионного соединения материалов, технологии испытаний летательных аппаратов и другие.
       Важное значение имело создание филиалов кафедр МАТИ на ведущих аэрокосмических предприятиях Москвы и Подмосковья. В 1982 г. при ММЗ им. М. В. Хруничева был открыт филиал кафедры технологии производства летательных аппаратов, а при Всесоюзном институте авиационных материалов - филиал кафедры металловедения и технологии термической обработки. С 1986 г. во Всесоюзном институте легких сплавов стали работать филиалы кафедры порошковых композиционных материалов и защитных покрытий и кафедры технологии литейного производства. Одновременно в самом институте создавались лаборатории, связанные с аэрокосмическими предприятиями Московского региона.
       Преодолевая многочисленные препятствия, в 1986 г. удалось начать строительство нового комплекса вуза в Кунцево у станции метро "Молодежная". В 80-е г.г. под руководством доктора технических наук, профессора В. Ф. Мануйлова была развернута разноплановая и весьма эффективная профориентационная работа, которая принципиально изменила систему комплектования института студенческим контингентом. По основным качественным показателям студенты МАТИ находятся на уровне наиболее престижных вузов столицы.
       На основании распоряжения Правительства Российской Федерации от 11 сентября 1992 г. МАТИ им. К. Э. Циолковского был переименован в Московский государственный авиационный технологический университет им. К. Э. Циолковского (МГАТУ). С этого времени начался университетский период истории вуза. Новое официальное название закрепило фактическое изменение статуса головного авиационно-технологического высшего учебного заведения России, привело в соответствие форму и содержание деятельности как обучающих, так и обучаемых. В 1995 г. университет успешно прошел аккредитационное обследование комиссией Аккредитационного независимого центра инженерного образования и получил свидетельство о профессионально-общественной аккредитации.
       Приказом Госкомвуза РФ от 11 июля 1996 г. МГАТУ им. К. Э. Циолковского переименован в "МАТИ" - Российский государственный технологический университет им. К. Э. Циолковского ("МАТИ" - РГТУ). В декабре 1996 г. университет успешно прошел аттестационное обследование комиссией Государственной инспекции при Минобразования РФ. Сегодня "МАТИ" - РГТУ им. К. Э. Циолковского проводит обучение студентов по 11 направлениям и 24 специальностям высшего профессионального образования, подготовку научно-педагогических кадров высшей квалификации по 28 научным специальностям, переподготовку и повышение квалификации специалистов профильных отраслей.
       Гордостью "МАТИ" - РГТУ является его педагогический коллектив, численностью более 1000 человек (средний возраст менее 50 лет). В университете преподавательскую работу ведут свыше 700 ученых (65 процентов профессорско-преподавательского состава), в том числе Почти 200 профессоров, докторов наук и более 500 доцентов, кандидатов наук. В профессорско-преподавательский состав вуза, помимо штатных преподавателей, входят примерно 80 докторов наук и 150 кандидатов наук штатных совместителей - квалифицированных работников из научной и производственной сфер.
       Для МАТИ всегда была характерна теснейшая связь с военно-промышленным комплексом страны. Только на оборонных предприятиях Москвы созданы и функционируют поныне около 30 филиалов вуза по подготовке инженерных кадров. Была организована целевая подготовка для профильных предприятий Арсеньева, Иркутска, Смоленска, городов России. В период плановой экономики в институте действовало около 40 отраслевых и проблемных лабораторий для реализации государственных или ведомственных научно-технических программ.
       Естественно, что при наступлении бесплановой "экономики" МАТИ, как и другие учебные заведения, испытал определенные трудности в развитии. Однако, сказались сплоченность коллектива и его способность преодолевать возникающие препятствия. Именно в наиболее сложные для страны 90-е годы вуз создал новую материально-техническую базу, расширил свое сотрудничество с промышленными предприятиями, не потерял темпа в развитии научных исследований. Совместно в ГНПКЦ им. Хруничева, КБ Сухого, КБ Туполева, ММЗ "Салют" и другими аэрокосмическими фирмами университетом созданы совместные университеты, департаменты, центры по подготовке и переподготовке кадров. Ежегодно перечисленные предприятия приглашают на работу значительную часть выпускников вуза.
       В последние годы около 80 процентов студентов основных аэрокосмических специальностей готовятся в университете по целевым учебным программам в интересах конкретных предприятий. В целом 10-15 процентов выпускников "МАТИ" - РГТУ им К Э. Циолковского получают дипломы с отличием, а самый лучший из них награждается золотой медалью. Молодые люди и девушки, склонные к научно-педагогической деятельности, поступают в аспирантуру университета, численность которой превысила сегодня 300 человек. Успешно работает также и докторантура - ежегодно в вузе защищается 12-15 докторских диссертаций
       "МАТИ" - РГТУ является мощным научно-исследовательским центром России. Авторитет ученых университета отмечен Государственными премиями, многочисленными наградами престижных научных форумов и выставок. Университет - организатор Международной конференции молодежи "Гагаринские чтения", Московского международного аэрокосмического конгресса, Всероссийской конференции "Новые материалы и технологии". Вместе с ведущими КБ и НИИ страны вуз участвует в крупнейших проектах по созданию ракетно-космических систем, в том числе "Энергия-Буран", авиационной техники, автоматизированного оборудования, медицинской техники, новейших материалов и технологий.
       Университет - признанный лидер в ряде современных направлений науки, техники и технологии, в том числе в высокотемпературной сверхпроводимости, материалах с "памятью формы", лазерных процессах, электронно-ионно-плазменных процессах, а также "интеллектуальных" композитах на основе керамик, полимеров, металлов и углерода. Он выполняет роль главного вуза государственной научно-методической программы "Развитие инженерного образования в России", входит в число головных вузов программы "Стандарты высшего профессионального образования Российской Федерации", участвует в ряде других российских и международных образовательных программ.
       "МАТИ" - РГТУ активно сотрудничает с зарубежными академическими, научными и промышленными организациями в области совместных исследований и разработок новых перспективных технологий Международная служба университета установила тесные связи с зарубежными научными фондами, осуществляющими поддержку научно-технических проектов. Наиболее тесное сотрудничество налажено с Фондом ШАНК (Швейцария), Шведской королевской академией наук, Немецким научно-исследовательским обществом, Фондом Карнеги, Фондом Макартуров, Фондом Форда, Международным научным фондом (США), Королевским научным фондом (Великобритания), Национальным центром научных исследований Франции, Японским обществом содействия науке и другими.
       С 1991 г. МАТИ открыт для обучения иностранных студентов по всем направлениям и специальностям вуза. Сегодня в университете обучается более 100 студентов из Европы, США, Юго-Восточной Азии и других регионов мира, представители зарубежных промышленных компаний проходят различные виды подготовки по академическим и специализированным образовательным программам. В сотрудничестве с ведущими аэрокосмическими фирмами России - ГНПКЦ им. М. В. Хруничева, МАПО "МИГ", АООТ "ОКБ Сухого" и другими отечественными предприятиями, университет разработал и осуществляет программы стажировок, подготовки и переподготовки иностранных специалистов в области аэрокосмических технологий, материаловедения, спутниковых телекоммуникационных систем и иных важных сферах.
       Успешно развивается сотрудничество "МАТИ" - РГТУ с университетами Великобритании (Кингстон, Саутхемптом), Германии (Магдебург), Франции (Тулуза, Париж), Голландии (Институт технологии Делофт), США (Дрексельский университет), Тайваня (Университет Чен Кунг), Южной Кореи (Сеульский национальный университет), Перу (Национальный университет в Лиме), Китая (Пекинский институт авиационных материалов) и другими.
       Международный фонд попечителей "МАТИ" - РГГУ им. К. Э. Циолковского является первым и пока единственным университетским международным фондом. За шесть лет активной деятельности фонд объединил в своих рядах многих выдающихся людей России и других стран, представителей ведущих университетов мира, промышленных и финансовых компаний. Отделения фонда созданы в 13 государствах - России, США, Великобритании, Франции, Германии, Японии, Австралии, Китае, Израиле, Чехии, Югославии, Беларуси и на Кипре. Главные задачи фонда - содействие интеграции университета в мировое образовательное сообщество, а также участие в международных образовательных, научных, учебно-методических и культурных программах, помощь в развитии дистанционного образования и воспитания молодежи на основе мировых научных достижений и общечеловеческих ценностей.
       Университет богат своей историей и создает новые традиции, созвучные современности. Центром социально-психологических проблем обучения и воспитания вуза ежегодно проводится "День знаний", проходящий в Колонном зале в виде гала-концерта, где первокурсники знакомятся со своими преподавателями, выпускниками прежних лет, историей и традициями университета. Высокий авторитет имеет фестиваль авторской и исполнительской песни, на концертах которого выступают до 400 студентов, аспирантов и сотрудников вуза, а также учащихся подшефных средних учебных заведений. Знаменательным событием в культурной жизни университета является ежегодный фестиваль "Моя Родина - Россия". Душой и организатором перечисленных и многих других культурно-воспитательных мероприятий является проректор Е. Р. Гермацкая.
       В "МАТИ" - РГТУ ежегодно проводится Спартакиада молодежи по 10-15 видам спорта, активно работают различные спортивные секции и шахматный клуб. Команды вуза не раз становились победителями среди студентов России и Москвы по футболу, легкой атлетике, волейболу, авиамодельному спорту, шахматам и военно-техническим видам спорта. Важная роль в физическом развитии и воспитании студентов принадлежит военной кафедре университета, которая многие годы готовит офицеров запаса.

Художественные коллективы, клубыСпортДополнительная информация


Информационная система "Энциклопедия высшей школы г. Москвы"  Создана Институтом системного анализа социальных проблем мегаполисов под руководством АПОС г. Москвы и при поддержке Комитета по делам семьи и молодежи Правительства Москвы
Руководитель проекта: А.В. Щербина. Шеф-редактор: В.О. Потапов. Редактор: В.Н. Трухин. Разработка макета информационной системы и поставка задачи на создание программной оболочки: В.В. Когут. В работе над проектом участвовали: О.В. Сидорова, Т.С. Андреева, Л.Р. Белкина, М.А. Ващук, Г.М. Запальский, А.А. Лескин, Т.П. Шкилькова