Московский государственный технический университет гражданской авиации

Главная страница


История


ФакультетыДовузовская подготовкаКак поступить
Специальности и направления подготовкиКоординаты


       Вторая половина 60-х и начало 70-х годов были для гражданской авиации нашей страны годами интенсивного и успешного развития.
       В этот период парк самолетов и вертолетов Аэрофлота пополнили такие новые типы самолетов, как Ту-154, Як-40, Ил-76, модернизированные Ил-62М и Ту-134А, вертолет В-12. Проходили испытания более совершенные машины - Ил-86, Як-42 и Ан-28.
       Новая техника обеспечивала значительный объем воздушных перевозок и работ в народном хозяйстве. Именно в 70-х годах воздушный транспорт стал в СССР массовым и им пользовался каждый третий житель. Суммарная протяженность авиалиний огромной страны приближалась к 1 млн.километров. Самолеты Аэрофлота совершали регулярные рейсы почти в 90 стран мира.
       Под новую технику реконструировались существующие и строились новые аэродромы и аэропорты. За короткое время их пропускная способность возросла в 3 раза. Они быстро оснащались новыми средствами обеспечения полетов, более совершенными системами управления воздушным движением, взлетом и посадкой самолетов. Создавались новые авиаремонтные заводы.
       Естественно, что такое быстрое развитие гражданской авиации потребовало нового притока высококвалифицированных авиационных специалистов.
       В этих условиях руководством Министерства гражданской авиации рассматривался вопрос о создании в Москве института инженеров гражданской авиации. Это было закономерным шагом в реализации стратегической линии правительства на развитие воздушного транспорта страны. Открытие института позволило бы удовлетворить потребности Аэрофлота в кадрах, способных освоить и эксплуатировать более совершенную и сложную авиационную технику, обеспечить высокий уровень безопасности полетов.
       Почему новый вуз было целесообразно открывать в столице, а не где-то в другом регионе? Дело в том, что в начале 70-х годов Московский аэроузел стал крупнейшим в стране и развивался особенно быстро. Поэтому именно здесь возникла прежде всего необходимость увеличения численности и качества подготовки авиационных специалистов, с чем уже не мог справиться существовавший в Москве филиал Киевского института инженеров гражданской авиации с заочной формой обучения.
       Несмотря на то, что Москва с давних пор имела богатые традиции в области подготовки инженеров различного профиля для авиационной промышленности и ВВС (МАИ, МАТИ, МЭИ, МВТУ им.Баумана, ВВИА им. Н.Е.Жуковского), в столице не было дневного вуза, выпускающего авиационных инженеров эксплуатационного профиля непосредственно для Аэрофлота.
       Базой для создания в Москве института инженеров гражданской авиации мог стать Московский заочный филиал Киевского института инженеров гражданской авиации, который к моменту создания МИИГА имел более чем 20-летнюю историю. Еще в 1948г. в Москве стал функционировать УКП КИИГА для студентов-заочников, работавших в Московском авиационном узле. В октябре 1951г. этот УКП был преобразован в Московское заочное отделение КИИГА. Оно обосновалось в помещениях барачного типа на территории сегодняшнего аэровокзала по Ленинградскому проспекту. Отделение возглавил участник Великой Отечественной войны, опытный организатор М.А. Рыжевский.
       В сентябре 1961 г. Московское заочное отделение было преобразовано в Московский филиал КИИГА по заочному обучению. Директором филиала был назначен М.А. Рыжевский.
       Благодаря активной деятельности руководства филиала и значительной помощи МГА в 1968 году вошло в строй первое новое здание на ул. Пулковской, 6а, в которое перебазировалось все оборудование из барака на Ходынке.
       Открывая новый учебный корпус филиала КИИГА министр ГА Евгений Федорович Логинов сообщил приятную новость о том, что в скором времени этот первый корпус филиала станет базой для нового Московского вуза гражданской авиации.
       Институт был создан при активном участии начальника Управления учебных заведений МГА А.И.Назарова. Предложение МГА поддержали Госплан СССР, Министерство высшего и среднего специального образования и Минфин.
       16 апреля 1971 года было подписано постановление Совета Министров СССР № 224 “Об организации Московского института инженеров гражданской авиации”. На его основании 17 мая 1971 года издан приказ министра гражданской авиации № 246 с аналогичным названием. Приказом министра ГА предписывалось:
       1. Организовать с 1 июня 1971 г. на базе Московского филиала Киевского института инженеров гражданской авиации Московский институт инженеров гражданской авиации (МИИГА) для подготовки инженерных кадров по дневной и заочной формам обучения.
       2. Организовать в составе Московского института инженеров гражданской авиации следующие факультеты и кафедры:
       а) факультеты: общетехнический, механический, электрорадиотехнический;
       б) кафедры: марксизма - ленинизма, общетехнических дисциплин, высшей математики и механики, физики и химии, иностранных языков, электротехники и авиационного электрооборудования, авиационных приборов и вычислительной техники, радиотехники, радиотехнических устройств, теории и конструкции летательных аппаратов и авиадвигателей, технической эксплуатации и ремонта ЛА и АД.
       Кроме перечисленных кафедр и факультетов в структуру института включались такие учебные подразделения, как Внуковский учебно-консультационный пункт (УКП), подготовительное отделение, библиотека, научно-производственные мастерские и курсы усовершенствования руководящего состава гражданской авиации.
       В административно-управленческую структуру вошли ректорат, учебная часть, отдел кадров, бухгалтерия, канцелярия, первый отдел, отдел материально-технического снабжения и хозяйственного обеспечения.
       Руководство всей деятельностью института возлагалось на ректора, назначаемого Министерством гражданской авиации СССР.
       В начале июля 1971 года появились объявления в печати, прежде всего в газете политического отдела Московского ордена Ленина Транспортного управления гражданской авиации “Воздушный рейс”, о наборе студентов на 1 курс дневного отделения Московского института инженеров гражданской авиации (МИИГА) с отрывом от производства. Планировался прием абитуриентов только мужского пола для приобретения ими за 5 лет и 6 месяцев учебы следующих специальностей: эксплуатация самолетов и авиадвигателей (1610), техническая эксплуатация авиационного радио-оборудования (0706), техническая эксплуатация авиационных приборов и электрооборудования самолетов (0621).
       Исполняющим обязанности ректора МИИГА 1 июня 1971 г. был назначен работавший в это время директором филиала КИИГА доц. Валуев Николай Иванович. В тот же день им был объявлен приказ №1 “О мероприятиях по выполнению приказа министра ГА от 17.05.71 о создании МИИГА” и “Комплексный план организаторской, учебно-методической и идейно-воспитательной работы по формированию института и подготовке к первому учебному году”. Контроль за выполнением этого плана был возложен на заместителя директора по учебной работе филиала КИИГА, зав. кафедрой, канд. техн. наук, доц. Чапчаева Анатолия Арашоевича, ставшего исполняющим обязанности проректора по учебной и научной работе.
       8 июля 1971 г. утверждено первое штатное расписание МИИГА. Оно включало 222 сотрудника, в том числе 45 человек административно-управленческого персонала, 76 человек профессорско-преподавательского состава и 43 сотрудника учебновспомогательного персонала.
       Велась подготовка к 1-му учебному году вновь созданного института: укомплектовывался штат, создавались новые лаборатории, классы, аудитории, велась разъяснительная работа преподавателей на предприятиях ГА и в общеобразовательных школах Москвы для привлечения молодежи на учебу в институт, подбирались кадры на предприятиях и из других вузов Москвы.
       16 августа 1971 г. согласно приказу министра гражданской авиации СССР № 575 от 12.07.71 в должность ректора института вступил д-р техн. наук, проф. Иван Семенович Голубев.
       С 1 сентября 1971 г. на 1 курс дневного отделения были зачислены с подготовительного отделения 77 слушателей и 143 абитуриента, сдавших конкурсные вступительные экзамены.
       30 сентября 1971 г. в институте состоялся торжественный сбор всего личного состава и ритуал “Посвящения первокурсников в студенты”. Студенты активно включились в учебу и общественную жизнь института, принимали участие в воскресниках, в том числе по реконструкции объектов Министерства ГА, трудились в создаваемых лабораториях и классах, проявляя при этом, особенно заочники, инициативу и житейский опыт.
       5 октября 1971 г. министром гражданской авиации Борисом Павловичем Бугаевым был утвержден основополагающий документ вуза - Устав МИИГА. В Уставе были сформулированы следующие главные задачи института:
       n подготовка высококвалифицированных специалистов и патриотов для гражданской авиации СССР, обладающих навыками организации массово-политической и воспитательной работы;
       n воспитание у студентов чувства гражданского долга и готовности к защите Родины, чувства ответственности за безаварийную эксплуатацию воздушного транспорта;
       n создание высококачественных учебников и учебных пособий, подготовка научно-педагогических кадров и повышение квалификации специалистов с высшим образованием, занятых в гражданской авиации СССР;
       n выполнение научно-исследовательских работ, способствующих решению задач, стоящих перед гражданской авиацией.
       В институте в первый год его становления обучалось 2503 студента, из них 2283 - заочники и 220 - студенты дневного отделения. Работало 77 штатных преподавателей, из них - 7 докторов наук и 34 кандидата наук. Ученое звание профессора имели 8 человек, доцента - 29 преподавателей, а в целом 78% преподавателей имели ученые звания и степени. 69% были моложе 50 лет, 80% имели стаж педагогической работы свыше 5 лет.
       Учебный процесс 1971/1972 учебного года стал качественно новым этапом для преподавателей и сотрудников, ибо впервые в вузе стали обучаться студенты дневного отделения, причем по трем специальностям. В этом же учебном году был произведен первый в МИИГА выпуск инженеров гражданской авиации, ранее обучавшихся в Московском заочном филиале КИИГА.
       1 декабря 1971 г. проведен набор 98-ми слушателей подготовительного отделения со сроком обучения 8 месяцев из числа демобилизованных солдат. В январе 1972 г. на 1 курс заочного отделения института принято 377 человек.
       Институт с трудом разместился в единственном небольшом здании и проблем с организацией учебного процесса возникло немало. Не было нужного количества аудиторий, помещений для учебно-производственных мастерских, спортзала. Приходилось арендовать их в других организациях.
       Одновременно решались проблемы бытового устройства студентов. Усугублялось положение отсутствием общежития для студентов. 40% студентов дневного отделения проживали в Подмосковье и, чтобы добраться до института, тратили на дорогу 3-4 часа. Иногородние студенты дневного обучения снимали в Москве и в ближайшем Подмосковье частные квартиры. Для оказания студентам помощи в подборе жилья и контроля за условиями их проживания деканатом ОТФ была создана специальная комиссия.
       Основные задачи становления учебного процесса по дневной форме обучения успешно решались руководством ОТФ (декан В.М.Туляков, зам. декана В.Г.Воробьев).
       1971/1972 учебный год занял важное место в истории МИИГА еще и потому, что шло не только становление организационной структуры института, переход от заочной к дневной форме обучения, но осуществлялся подбор кадров, обеспечивающих успехи института в последующие годы. Ректоратом была выбрана правильная стратегия на сочетание опытных преподавателей и ученых с молодыми, но перспективными специалистами.
       31 декабря 1971 г. издается приказ начальника Управления учебными заведениями МГА, в котором, отмечая успехи в начавшейся подготовке инженеров, было указано, что дальнейшее становление МИИГА должно опираться на развитие научных исследований по актуальным проблемам гражданской авиации.
       В этих целях в институте с 1 января 1972 г. организован научно-исследовательский сектор (НИС МИИГА), штат которого включил 38 человек, в том числе 7 человек в административно-управленческом аппарате и 18 человек в научно-исследовательских группах (старшие и младшие научные сотрудники). Обязанности начальника НИС были возложены на старшего преподавателя А.К.Скворчевского. С образованием НИС научно-исследовательская работа на кафедрах стала приобретать более организованный и планомерный характер.
       1 января 1972 г. совместно с ГосНИИГА была открыта первая хоздоговорная НИР по теме “Разработка рекомендаций по совершенствованию планирования в подразделениях и службах эксплуатационных предприятий гражданской авиации с применением экономико-математических методов, средств оргтехники и ЭВМ”. Научное руководство этой работой возглавил профессор В.М.Макаров.
       Вместе с ГосНИИГА в 1972 г. выполнялось 5 научно-исследовательских работ. Одна работа велась с ЦНИИ АСУ ГА. Сотрудниками института за первый год работы было получено 7 авторских свидетельств на изобретения, опубликовано 8 и сдано в печать 5 научных статей.
       В июне 1972 г. при НИС были созданы бюро патентования и отдел научно-технической информации. Организован Совет студенческого научно-технического общества, который развернул работу с нового учебного года.
       Важным событием для становления и развития института в последующие годы стало заседание Коллегии МГА СССР 10 февраля 1972 г., которая, заслушав доклад ректора МИИГА о состоянии и перспективах развития института, приняла решение оказать всемерную поддержку МИИГА в создании современной учебно-лабораторной базы и быстрейшем его становлении.
       Для учебных целей институту стали выделяться самолеты, вертолеты и необходимое оборудование, средства на строительство нового учебного здания рядом с институтом и жилого дома для преподавателей и сотрудников. На основании решений Коллегии Совет института рассмотрел перспективную структуру МИИГА, утвердил план развития научно-исследовательской работы и создания научно-экспериментальной базы. Началась подготовка к открытию аспирантуры.
       Начавшийся в институте учебный процесс сопровождался развертыванием активной методической работы, поиском форм работы, соответствующих уровню столичного вуза.
       Учебный процесс сопровождался активной воспитательной работой со студентами и сотрудниками. Широко практиковалось проведение теоретических конференций с преподавателями. Была создана первичная организация общества “Знание”, председателем которой стал профессор П.К.Казанджан. Начала работать школа молодого лектора, возглавляемая ассистентом В.А.Сагамоновым. В институте появилась художественная самодеятельность, секции футбола, регби, кружок парашютистов.
       В соответствии с заданием Министерства ГА в институте началась переподготовка руководящих кадров отрасли. С 15 февраля 1972 г. приказом министра были включены в состав МИИГА курсы по повышению квалификации командно-руководящего состава гражданской авиации.
       На курсах стали проходить переподготовку начальники территориальных управлений и их заместители, начальники крупных аэропортов и отдельных авиапредприятий, директора авиационных заводов, а также начальники управлений и отделов МГА. В программу переподготовки входили вопросы экономики и управления производством, развития социальной сферы и воспитания личного состава, а также обобщение и освоение передового опыта, достигнутого в МГА и других отраслях народного хозяйства.
       Для проведения лекций, семинаров и практических занятий на курсах привлекались видные ученые вузов Москвы, Госплана, Академии им. Н.Е.Жуковского, Военно-политической Академии, ГосНИИГА, заместители министра гражданской авиации, начальники управлений МГА, а также ученые МИИГА.
       Руководителем курсов был назначен Алексей Дмитриевич Ярилов - ветеран Аэрофлота и Великой Отечественной войны, Отличник Аэрофлота, в прошлом заместитель начальника Московского управления авиации спецприменения и местных воздушных линий. Он проявил себя активным организатором и пользовался большим, заслуженным авторитетом.
       В августе 1972 г. был произведен набор студентов еще по двум вновь открытым специальностям дневного обучения: электронновычислительные машины (0608); автоматизированные системы управления (0646). По этим специальностям началась подготовка инженеров как мужского, так и женского пола.
       Важнейшим событием для института как учебно-научного учреждения стало открытие в январе 1973 г. аспирантуры для подготовки научно-педагогических кадров по специальностям “Техническая эксплуатация авиационной техники и наземных средств” и “Экономика, организация и планирование гражданской авиации”. Первым заведующим аспирантурой стала (по совместительству) старший научный сотрудник НИС 3.А.Сазонова. К 1 апреля 1973 г. осуществлен набор в аспирантуру. Среди первых аспирантов были нынешние доценты В.И.Лукьяненко, А.А.Пичугин, В.Ф.Рыбкин, В.М.Коновалов.
       С 1 сентября 1974 г. в институте началась подготовка инженеров-экономистов по специальности “Организация и планирование производства в ГА” (1726).
       С 1 сентября 1975 г. в МИИГА организован третий дневной факультет - факультет автоматики и вычислительной техники (ФАВТ).
       Особое значение в период становления института уделялось развитию его материальной базы. В течение 1973-74 гг. рядом с существующим зданием института по ул.Пулковской, 6а, по аналогичному проекту типовой школы построено два новых корпуса института общей площадью 4, 2 тыс.м2.
       К концу 1975 г. завершено создание учебно-эксплуатационной базы (УЭБ), предназначенной для практической подготовки студентов на конкретной авиационной технике. В апреле 1976 г. на УЭБ началась первая аэродромная практика студентов пятого курса МФ и ЭРТФ.
       В начале очередного пятилетия института (1976-1981 гг.) был утвержден план превращения МИИГА в образцовый вуз столицы. Акцент в этой работе по совершенствованию системы обучения студентов сделан на комплексный подход, повышение ответственности руководящего состава, преподавателей и сотрудников за качество подготовки специалистов.
       Как эталоны качества стали разрабатываться модели выпуска-емых специалистов.С целью повышения качества учебного процесса составлялись структурно-логические схемы специальностей и учебных дисциплин, карты обеспеченности учебной литературой и технологи-ческие карты учебных дисциплин. Создана инспекционная группа внутривузовского контроля качества подготовки специалистов, кото-рую возглавил Заслуженный деятель науки и техники РСФСР, д-р техн. наук, проф. И.М.Синдеев.
       Развернулась работа по повышению квалификации преподава-телей по вопросам педагогики высшего образования, вычислительной техники, новой авиационной техники и т.д. Повышение квали-фикации преподавателей приобрело систематический характер.
       Тогда же впервые началось внедрение научных основ органи-зации учебного процесса, вычислительной техники и подсистем АСУ-вуз, системы контроля самостоятельной работы студентов, выработка критериев оценки эффективности работы учебных подразделений.
       Положительную роль сыграло закрепление Министерством ГА в качестве шефов института Центрального управления международных воздушных сообщений и завода № 400 ГА. Деловые контакты были установлены и с другими организациями Московского аэроузла. Институт вступил в период широких связей учебного процесса с производством.
       На производственных и преддипломных практиках студенты выполняли небольшие НИР по тематике предприятий. К примеру студенты Л.Я.Канапыхин и А.А.Давыдов выполнили расчеты показа-телей эффективности процессов эксплуатации самолетов Ил-62М и Ту-154 в аэропортах Домодедово и Внуково. Студентка И.П.Андреева с применением ЭВМ составила более рациональный план-график полетов в Домодедовском производственном объединении.
       Нередко при рассмотрении проблем учебного процесса на заседании Совета института, советов факультетов и кафедр приглашались представители предприятий. Учебные планы согласовывались с руководством АТБ, заводами, НИИ.
       В феврале 1977 г. институт сделал первый выпуск высококвалифицированных авиаинженеров дневной формы обучения на механическом и электрорадиотехническом факультетах. В марте состоялся выпуск заочного факультета. В июне защитили дипломные проекты первые выпускники факультета автоматики и вычислительной техники. Каждый третий дипломный проект был выполнен по заявке авиапредприятий.
       Всего дневное отделение окончили 246 студентов, из них 106 получили дипломы с отличием.
       Заочный факультет окончили в этот год 292 человека и 96 из них также получили дипломы с отличием.
       В конце 70-х годов началась подготовка инженеров с дневной формой обучения по двум новым специализациям:
       n коммерческая эксплуатация международных воздушных линий (специальность 1726);
       n техническая эксплуатация АСУ воздушным движением (специальность 0706).
       На заочном факультете открыта подготовка по специальности “Организация и планирование производством в ГА” (1726).
       Совершенствовались формы воспитательной работы. Введена общественно-политическая практика студентов. Организован факультет общественных профессий. Открыт студенческий клуб. Стали работать устный журнал “Элерон” и самодеятельный хор.
       В 1979 г. ЭРТФ был переименован в факультет авиационного и радиоэлектронного оборудования (ФАиРЭО).
       Дальнейшее развитие получила научно-исследовательская работа. С 1978 г. Министерство ГА утвердило для МИИГА главные направления научных исследований, что, несомненно, сыграло положительную роль для более четкого планирования НИР, создава-ло благоприятные условия концентрации усилий научных кадров и ресурсов института для решения крупных, перспективных проблем и самых актуальных задач гражданской авиации.
       С 1 января 1980 г. по главным научным направлениям при ведущих кафедрах института были созданы отраслевые научно-исследовательские лаборатории (ОНИЛы).Кафедры стали основным звеном вуза, обеспечивающим единство учебного и научного процессов.
       Заметный рост произошел в изобретательской и рационализаторской работе.В институте действовало 4 общественных патентных бюро. Стал издаваться сборник “Рационализаторские предложения, используемые в МИИГА”. За высокие достижения во Всесоюзном общественном смотре рационализаторской и изобретательской работы Президиум ВЦСПС и МГА СССР в 1976 г. наградил МИИГА переходящим Красным Знаменем.
       В 1979 г. Главный комитет ВДНХ СССР за экспозицию результатов научно-исследовательских работ МИИГА наградил золо-тыми медалями 4 сотрудников: П.К.Атанова, В.Г.Воробьева, Е.В.Про-мыслова, А.К.Скворчевского, серебряными медалями 3 сотрудников и бронзовыми медалями 9 сотрудников института. Всего за пятилетие на выставках научных работ МИИГА получил 6 золотых, 10 серебряных и 31 бронзовую медаль ВДНХ СССР.
       В период с 1976 г. по 1981 г. продолжилась активная работа по развитию материальной базы института.
       За это время построен еще один учебный корпус площадью 3, 2 тыс.м2 на Пулковской улице. Завершено строительство студенческого общежития на 840 мест на Фестивальной улице и жилого 105-квартирного дома для преподавателей и сотрудников. Велось проектирование нового учебно-лабораторного комплекса, который планировалось построить на Кронштадтском бульваре. Начато проектирование учебно-эксплуатационного комплекса практической подготовки студентов на выделенной новой территории в районе аэропорта Шереметьево.
       С мая 1979 г. обязанности проректора по капитальному строительству были возложены на Ф.Д.Альберти, который все последующие годы возглавлял это важнейшее для вуза направление работы. В июне 1981 г. МИИГА отметил свое десятилетие. К этому времени институт имел 4 факультета и 27 кафедр. В его стенах работало 285 преподавателей, среди которых 26 докторов и 170 кандидатов наук, обучалось 4400 студентов, из них около 2000 очно.
       За десять лет своей деятельности институт выпустил 3890 инженеров, 80 человек окончили аспирантуру, 22 преподавателя стали кандидатами наук, 4 преподавателя защитили докторские диссертации. ВАК СССР присвоила 14 преподавателям ученое звание профессора и 50 преподавателям - доцента.
       Институт по праву гордился тем, что в нем работали крупные ученые: три Заслуженных деятеля науки и техники РСФСР (И.С.Голубев, И.М.Синдеев, Б.Е.Авчинников), три Лауреата Ленин-ской премии (В.Ф.Рощин, П.А.Агаджанов, А.И.Уткин).
       За 10 лет работы в МИИГА сложились и устойчиво функциони-ровали системы учебной, воспитательной и научной работы, сформировался квалифицированный научно-педагогический кол-лектив, создана необходимая для функционирования вуза материаль-ная база.
       С завершением десятилетней истории МИИГА завершился и этап его становления как признанного высшего учебного заведения.
       
        В начале 80-х годов учебно-воспитательный процесс и научно-исследовательская работа в институте были направлены на выполнение появившихся новых постановлений ЦК КПСС и СМ СССР “О дальнейшем развитии высшей школы и повышении качества подготовки специалистов” (1979г.) и “О мерах по дальнейшему техническому оснащению высших учебных заведений” (1980г.). Существенную пользу в деле совершенствования учебной и научной работы оказала конференция руководящего состава учебных заведений гражданской авиации и представителей эксплуатационных предприятий отрасли по проблеме повышения качества подготовки авиаспециалистов (1981г.). Разворачивалась работа по достойной встрече 60-летия Аэрофлота (февраль 1983г.).
       28 февраля 1983 г. ректором МИИГА был назначен Воробьев Владимир Георгиевич. Реализация планов развития института легла в основу работы ректората, в состав которого вошли Ф.Д. Альбер-ти, В.И. Васильев, А.И. Козлов, В.С. Уваров. Главными задачами плана периода развития вуза стали: повышение качества препода-вания и эффективности системы управления учебным процессом, всемерное улучшение работы по подбору кадров и повышения квалификации профессорско-преподавательского состава, укрепление связей учебного процесса с наукой и производством, создание автоматизированных обучающих систем на базе ЭВМ, освоение новой авиационной техники, более широкое внедрение результатов научных исследований в практику.
       Осуществляя в 1983 году переход на новые учебные планы, Совет института и ректорат особое внимание обратили на изучение студентами фундаментальных наук, формирование у них экономичес-кого мышления и навыков организаторов производства, использова-ние методов обучения с применением ЭВМ.
       В период развития института постоянное внимание уделялось подбору и повышению квалификации преподавателей. В основе этой работы лежали такие документы, как, например, утвержденные Сове-том института “Целевая комплексная программа “Кадры” на период 1986-1990 гг. и до 2000 года”. Положение о ежегодной аттестации профессорско-преподавательского состава”, “Списки резерва для выдвижения на руководящие и педагогические должности” и др.
       Принцип сочетания опытных и молодых кадров оставался в работе по подбору преподавателей основополагающим. В 80-е годы на педагогическую работу пришло немало выпускников института, ставших впоследствии кандидатами и докторами наук.
       В практике повышения квалификации преподавателей, наряду с традиционными курсами и факультетами повышения квалификации, применялись в зависимости от возникающих потребностей различ-ные собственные формы и методы работы. Так, например, с целью более глубокого изучения специфики отрасли для молодых препо-давателей, не имеющих стажа работы в эксплуатационных предприятиях или пришедших из других отраслей, вводились ежегод-ные недельные стажировки на предприятиях и в организациях отрасли. Систематически организовывались курсы повышения квалификации по вычислительной технике, безопасности полетов, экономике, педагогическому мастерству. Регулярно организовыва-лось изучение новой авиационной техники путем стажировок в КБ и на заводах авиационной промышленности. В институте силами ученых и специалистов фирм-разработчиков новых самолетов (Ил-96-300, Ту-204) и авиационного оборудования организовывались циклы лекций для преподавателей и научных работников.
       Повышению профессионального уровня преподавателей в области содержания и специфики производственной деятельности отрасли способствовало активное привлечение к участию в заседа-ниях кафедр, советов факультетов и института, к выступлениям на совещаниях и конференциях ведущих специалистов НИИ, эксплуата-ционных и ремонтных предприятий гражданской авиации, руководя-щих сотрудников аппарата МГА.
       Положительную роль в повышении профессиональной квали-фикации преподавателей сыграло создание на предприятиях филиалов кафедр и учебно-научно-производственных комплексов (УПНК).
       Активному развитию института способствовала помощь МГА и предприятий отрасли в оснащении его учебных подразделений новыми типами самолетов (Ту-154М, Ил-62М, Ил-86 и т.д.), авиационным и радиоэлектронным оборудованием, вычислительной техникой и техническими средствами обучения.
       Своевременное пополнение и обновление средств вычислитель-ной техники позволило постоянно держать на хорошем уровне работу по внедрению ЭВМ в учебный процесс. По состоянию на начало 1983г. средства вычислительной техники обеспечивали лишь 15 часов дисплейного времени на студента дневного отделения за период обучения. На конец 1990 года - 200 часов за период обучения. К началу 1996 года - 1, 5 часа дисплейного времени в сутки.
       Уже в 1986 году в институте была создана первая локальная вычислительная сеть. В 1987 году в соответствии с комплексной программой научно-технического прогресса стран-членов СЭВ по проблеме № 2.7. организована совместная с Братиславским поли-техническим институтом учебно-научная лаборатория, целью которой явилось создание автоматизированных обучающих систем на базе локальных вычислительных сетей. В учебном процессе проходили апробацию фрагменты автоматизированных учебных программ по высшей математике, физике, программированию, схемотехнике, электротехнике и другим учебным дисциплинам. Начата работа по созданию общеинститутского банка данных для компьютерного обучения на базе локальной вычислительной сети.
       Работы по автоматизированным обучающим системам прово-дились также совместно с НИИ проблем высшей школы. По этой тематике на базе института был проведен Всесоюзный семинар.
       В результате проведенных в 1983-1987 годах работ по созданию АСУ в институте были внедрены подсистемы “Зарплата”, “Стипендия”, “Контроль исполнения документов”, “Успеваемость”.
       Опираясь на свой опыт, коллектив преподавателей МИИГА под руководством проректора В.И.Васильева разработал и согласовал с вузами гражданской авиации программу оснащения вузов средствами вычислительной техники.
       С приходом в сентябре 1988 года на должность проректора по учебно-методической работе д-ра техн. наук, проф. Криницина Виталия Васильевича работа по внедрению ЭВМ в учебный процесс и производственную деятельность вуза была успешно продолжена. Общеинститутские средства вычислительной техники, включающие в основном ЭВМ типа IВМ (486, 386) обеспечивают 1,5 часа дисплейного времени в день на студента. Разработаны автоматизированные системы и рабочие места для ректората, деканов, учебного отдела, бухгалтерии, планово-финансового отдела, юридической службы, отдела кадров и библиотеки. В вузе создан центр новых информационных технологий, который организует, методически направляет и координирует работу по внедрению в учебный процесс новых технических и программных средств.
       На этапе развития вуза особое внимание уделялось вопросам управления качеством подготовки инженеров. В 1986-1987 гг. под руководством проректора В.И.Васильева была разработана комплексная система управления качеством подготовки специалистов. Основу этой системы представляет совокупность стандартов образовательной деятельности. В стандартах отражен опыт организации и технологии учебной работы МИИГА и других передовых вузов. Они представляют интерес для преподавателей и по сей день.
       В дальнейшем работа по управлению качеством подготовки специалистов была скорректирована по своей направленности и содержанию. Она проводилась под руководством проректора В.В.Криницина в направлении разработки совокупности критериев оценки качества деятельности учебных подразделений и уровня подготовки студентов по специальностям.
       Определенное влияние на развитие института оказали утвержденные ЦК КПСС в марте 1987 года “Основные направления перестройки высшего и среднего специального образования в стране” и последующие постановления ЦК КПСС, СМ СССР, ВЦСПС и ЦК ВЛКСМ по конкретным вопросам перестройки высшей школы.
       В 1988 году введены новые учебные планы, которые предполагали, наряду с усилением фундаментализации обучения, увеличение учебного времени на самостоятельную работу под руководством преподавателей.
       Проведена работа по объединению учебных практик студентов, курсового и дипломного проектирования в единый процесс формирования инженерных кадров. Началась подготовка студентов 1 курса по рабочим профессиям. Изменена структура и задачи методического совета института, методические советы факультетов преобразованы в методические советы по специальностям.
       Осуществлен процесс демократизации учебной работы. Введено конкурсное переизбрание преподавателей с предварительным анкетным опросом студентов. С участием студентов началось диагностирование учебного процесса методами социологических исследований.
       Элементом демократизации учебного процесса стало введение свободного посещения студентами лекционных занятий. Однако очень скоро стало очевидным, что это нововведение отрицательно сказалось не только на дисциплине и управляемости, но и на успеваемости студентов. С целью компенсации потерь от свободного посещения лекций введена блочная система текущего контроля знаний студентов.
       Перестройка потребовала повышения творческой активности студентов и привлечения их к решению задач управления деятельностью института. В 1988 году упразднена система кураторства и на 1-х курсах введены наставники студенческих групп, основной задачей которых была подготовка студенческого коллектива к переходу на старших курсах к самоуправлению. Тогда же на всех факультетах появились студенческие деканаты. Представители студентов вошли в составы советов факультетов и института.
       Важнейшей задачей в учебной работе института стал переход на многоуровневую подготовку специалистов. Разработана образовательно-профессиональная программа подготовки бакалавров по направлению “Эксплуатация авиационной и космической техники”, утвержден перечень программ магистерской подготовки.
       В 1992 году на базе вуза создано учебно-методическое объединение (УМО) вузов России по трем эксплуатационным специальностям.
       Продолжена работа по открытию новых специальностей. В 1993 году произведен первый набор студентов на специальность “Прикладная математика”.
       В течение всех лет работы вуз не испытывал особых проблем с набором студентов. В сравнении со многими другими вузами Москвы конкурс при поступлении был достаточно высок и не снижался менее чем 1,8 заявления на одно место. А по наиболее престижным специ-альностям сохранился на уровне 4-5 заявлений на одно место.
       Однако в связи с резким снижением за последние годы качества школьной подготовки в работе по комплектованию студенческого контингента пришлось в дополнение к традиционной агитационно-разъяснительной деятельности искать новые формы работы. В вузе открыто подготовительное отделение для школьников 10-х и 11-х классов. По ряду специальностей выпускные экзамены с подготовительного отделения приравниваются к вступительным экзаменам в вуз. С находящейся рядом с вузом школой №691 и тремя школами во Внуково, Домодедово и Химках заключены договора о создании комплексов “школа-вуз”, где ведется совместная целевая подготовка школьников к поступлению в МГТУ ГА. Расширился прием студентов и из других городов России. Кроме традиционно закрепленных за МИИГА по системе зонального набора в учебные заведения ГА Тюмени и Красноярска, набор стал проводиться в Иркутске, Якутске, Ростове-на-Дону, Свердловске. Вуз систематически участвует в различных выставках и презентациях высших учебных заведений. Изготовлена привлекательная рекламная продукция.
       В связи с ухудшением экономического положения высшей школы Советом вуза принято решение начать с 1993 года обучение российских и иностранных граждан на платной основе.
       В период с 1981 г. по 1996 г. продолжалось развитие системы научной работы в институте. Однако ее развитие было неравномер-ным. К началу 80-х годов этап становления системы научной работы в организационном плане был завершен. В первые годы второго десятилетия института эта система практически не развивалась. Положение изменилось с назначением на должность проректора по научной работе в феврале 1984г. д-ра физ.-мат. наук, проф. Козлова Анатолия Ивановича. Были скорректированы главные направления научных исследований, которые стали в большей степени отвечать профилю учебной работы института. Существенно улучшилась организация научной деятельности, активизировалась работа отделов научно-исследовательского сектора. Увеличилось количество студентов, участвующих в НИР.
       С началом внедрения в стране рыночных отношений появились новые формы и в научной работе института. Уже с 1 января 1988 года научно-исследовательский сектор перешел на полный хозрасчет и самофинансирование. За последующие пять лет число договоров увеличилось в 10 раз, а в научную работу, наряду со штатными научными сотрудниками, включился почти весь профессорско-преподавательский состав.
       Институт стал лидером внедрения новых форм хозяйствования в научную работу, а разработанные им нормативные документы по вузовскому хозрасчету использованы более чем в 100 вузах страны.
       Но наряду с явным прогрессом в научной работе к концу 1990 года стали появляться первые трудности с финансированием НИР со стороны заказчиков.
       Начавшийся в стране стихийный процесс создания коопера-тивов, совместных малых предприятий и других видов собственников с более высоким уровнем зарплаты, чем на государственных предприятиях, повлек за собой отток научных кадров из вузов. Это породило проблему сохранения в институте специалистов высокой квалификации. Для ее преодоления были приняты дополнительные меры. В соответствии с постановлением Госкомтруда СССР и ГКНТ институт в составе 14 научных организаций страны был включен во Всесоюзный эксперимент по внедрению контрактной системы оплаты труда работников научной сферы. Принято решение оставлять в руках исполнителей в виде выплат до 45-50% от объема их НИР. Внутри института был осуществлен переход на налоговую систему с предоставлением полной хозяйственной самостоятельности лаборато-риям. Из прибыли от научных работ стали формироваться общеин-ститутские фонды, давшие возможность решать ряд социальных задач и содействовать развитию материально-технической базы института.
       Принятые меры привели, несмотря на сложнейшую финансовую ситуацию в стране, к активизации научных исследований в институте. В 1993 году выполнялось 393 научных работы с объемом 1 млрд. 300 млн.рублей, что эквивалентно по состоянию на 1.01.94 г. 1 млн.дол-ларов США, среди этих работ десятки таких, которые имеют международное и республиканское признание. Результаты научных работ с успехом экспонировались на международных и республикан-ских выставках. Ученые вуза выступали на различных научных конгрессах, конференциях и симпозиумах в Австралии, Англии, Бельгии, Венгрии, Голландии, Канаде, Корее, Колумбии, Китае, Перу, Польше, США, Таиланде, Турции, Франции, ФРГ, Швеции, Чехословакии, Японии.
       В стенах вуза с 1981 г. по 1996 г. проведено большое количество Всесоюзных и республиканских научных конференций, выпущен сборник научных работ.
       Сформировались крупные научные школы, возглавляемые докторами наук, профессорами В.И.Васильевым, В.Г.Воробьевым, В.И.Кривенцевым, А.И.Козловым, А.А.Кузнецовым, Н.Н.Смирно-вым, В.П.Фроловым, В.Г.Ципенко. Под руководством этих ученых выполнено немало фундаментальных и прикладных исследований, результаты которых нашли отражение во многих учебниках, моно-графиях и научных статьях, изданных в центральных издательствах. Их многочисленные ученики успешно защитили кандидатские и докторские диссертации.
       За период развития вуза увеличилось число специализированных советов по защите диссертаций. Если в 1980 году в институте был только 1 кандидатский спецсовет, то в 1996 году имеется 3 докторских совета (по 6 специальностям) и один кандидатский совет (по 3 специальностям).
       За годы развития динамично изменялась структура вуза. В целях развития совершенствования учебной и научной работы, улучшения управления деятельностью вуза, создания современной материальной базы и решения социально-бытовых вопросов создавались новые структурные подразделения.
       В декабре 1982 года организован факультет повышения квалификации преподавателей учебных заведений гражданской авиации (ФПКП ГА), включающий кафедру систем интенсивного обучения (СИО). Возглавил факультет и кафедру канд. техн. наук, доц. Александр Александрович Золотарев. На факультете проходили повышение квалификации в области педагогического мастерства преподаватели вузов и училищ гражданской авиации. Главной целью повышения квалификации явилось изучение системы интенсивного обучения, разработанной А.А.Золотаревым. На факультете были организованы научные исследования по проблеме интенсивного обучения. В 1983 году по этой проблеме создана отраслевая научно-исследовательская лаборатория (ОНИЛ-1), которая в 1989 году преобразована в межотраслевую проблемную научно-исследователь-скую лабораторию (МПНИЛ). В июне 1991 года в связи с отсутствием бюджетного финансирования ФПКП ГА и кафедра СИО были реорганизованы в хозрасчетные курсы по подготовке разработчиков компьютерных средств обучения и методик интенсивного обучения.
       В январе 1989 года решением Государственной комиссии СМ СССР “О дополнительных мерах по повышению качества подготовки специалистов для народного хозяйства и оборонных отраслей промышленности” на базе МИИГА создано Межотраслевое научно-методическое объединение (МНУМО) “Кадры”. Основными задачами МНУМО “Кадры” являлись: разработка методологии и методик построения отраслевых профессиональных структур и автоматизированных систем управления кадрами, прогнозирование потребности в кадрах специалистов; создание и внедрение системы непрерывного интенсивного образования специалистов на основе достижений научно-технического прогресса и современной учебно-научной материальной базы; комплексные исследования и создание автоматизированной оперативной диагностики и коррекции состояния человека в процессе профотбора, обучения и профессиональной деятельности.
       К сожалению, начиная с 1991 года, стало резко снижаться внешнее финансирование этих важных структур. В 1992-93гг. они поддерживались в основном за счет финансовых ресурсов МПНИЛ и внебюджетных средств института. Утвержденный Госкомвузом России в ноябре 1993 года “План совместных работ на 1993-97гг. Госкомвуза России, Ассоциации “Кадры” и Ассоциации российских вузов, направленных на изучение проблем высшего образования и создание постоянно действующей выставки на базе МГТУ ГА для отражения развития высшего образования” не был профинансирован. Сложное экономическое положение университета не давало возможности содержать выставку и в соответствии с решением Ученого совета университета от 27.05.93 г. выставка была демонтирована, а освободившиеся площади использованы для решения жизненно важной для вуза проблемы самофинансирования.
       В 1985 году осуществлена структурная реорганизация ФАВТ и ФАиРЭО. На их базе созданы два новых факультета: факультет авиационного оборудования (ФАО), деканом которого был избран канд. техн. наук, доц. Кадышев Ильгиз Каюмович, и факультет радиоэлектронного оборудования и вычислительной техники (ФРЭОиВТ), который возглавил канд. техн. наук, доц. Криницин Виталий Васильевич.
       В июле 1986 года создан факультет по переподготовке руководящих кадров для работы в представительствах Аэрофлота за рубежом. В состав факультета вошли: кафедра международных воздушных сообщений, кафедра языковой подготовки загранкадров, курсы повышения квалификации для внешнеэкономической деятельности, отраслевая научно-исследовательская лаборатория. В учебном процессе были использованы современные методы обучения, активизирующие познавательную деятельность слушателей, такие как деловые игры, ситуационное моделирование, проведение “круглых столов” и т.п. Содержание учебных занятий, курсовых и выпускных работ было максимально приближено к реальным задачам работы представительств Аэрофлота за границей и ориентировано на решение практических насущных задач по совершенствованию и автоматизации коммерческой деятельности. В апреле 1991 года факультет был преобразован в созданое МИИГА совместно с Международным коммерческим управлением МГА СССР самостоятельное учебное заведение - малое государственное предприятие “Высшая коммерческая школа авиационного бизнеса (Авиабизнес)”. За время работы факультета и Высшей коммерческой школы подготовлено более 400 специалистов, которые работают во многих загранпредставительствах и в подразделениях Аэрофлота и других авиакомпаний, связанных с международными авиаперевозками.
       В сентябре 1991 года в целях улучшения координации и развития учебно-методической работы создан учебно-методический отдел, преобразованный в феврале 1995 года в учебно-методическое управление вуза. Возглавил это подразделение канд. техн. наук, доц. Логачев Виктор Петрович. В состав учебно-методического управления вошли: учебный отдел, отдел перспективного планирования и методики обучения, отдел обеспечения учебной и учебно-методической литературой, отдел контроля и управления качеством обучения, учебно-методический кабинет, центр новых ин-формационных технологий, кинофотолаборатория и лаборатория технических средств обучения.
       В сентябре 1995 года организован Центр переподготовки и повышения квалификации кадров воздушного транспорта Рос-сийской Федерации. Центр является единым хозрасчетным структурным подразделением, объединяющим образовательные структуры системы переподготовки и повышения квалификации университета и функционирующим в рамках единого учебно-научно-производствен-ного комплекса университета с использованием его научно-педагогического состава и материальной базы. На отделениях и курсах Центра изучаются проблемы безопасности полетов, менеджмента и коммерческой эксплуатации на воздушном транспорте, современные методы и средства обучения и другие. Начальником Центра назначен канд. техн. наук, доц. Л.Г.Романов.
       Успехи в развитии вуза в значительной степени связаны с развитием его материальной базы. В марте 1983 года активизи-ровалось строительство нового учебно-лабораторного комплекса (УЛК) института. УЛК стал поистине всенародной стройкой для коллектива.
       С первых дней начала строительства УЛК между руководителями и исполнителями “Заказчика” и “Подрядчика” сложились хорошие, деловые и дружеские отношения, что способствовало, несмотря на сложнейшую для Москвы того периода ситуацию в строительстве, завершению строительства УЛК практически в установленные сроки. Это было не рядовым событием для того времени.
       Первая очередь нового учебно-лабораторного комплекса института была введена в эксплуатацию в 1987 году, а полностью строительство завершилось в 1989 году.
       Новый учебно-лабораторный комплекс стал красой и гордостью института. Он расположен на территории 18 га в садово-парковой зоне Москвы в окружении системы Головинских прудов. В корпусах, общая площадь которых 37 тыс. м2, разместились прекрасные аудито-рии и лаборатории, дисплейные классы, оборудованные современной вычислительной техникой, библиотека с хранилищем на 800 тысяч книг, оснащенная компьютерной информационно-поисковой системой. В УЛК имеются: киноконцертный зал на 600 мест, оборудованный современной кино- и видеопроекционной аппаратурой, аккустическими и осветительными системами; многофункциональный спортивно-оздоровительный комплекс для занятий баскетболом, волейболом, теннисом, художественной и атлетической гимнастикой, тяжелой атлетикой и борьбой. Пространство между комплексом зданий и берегом Головинских прудов занято университетским стадионом, в который входят такие спортивные сооружения, как футбольное поле с беговыми дорожками и легкоатлетическими секторами, гимнастическая площадка, теннисные корты, хоккейный стадион, лыжная трасса. Хоккейный стадион благодаря искусственному покрытию в летний период превращается в баскетбольно-волейбольный комплекс.
       Количество мест в комбинате питания существенно превосходит нормативные.
       Несколько затянулось строительство основной базы эксплуатационно-практической подготовки студентов - учебно-эксплуатационного комплекса (УЭК), расположенного на территории 17 га в районе аэропорта Шереметьево. Сказалось резкое ухудшение экономической ситуации в стране. Строительство было завершено в 1991 году, однако, потребовалось еще около 3-х лет, чтобы пройти период ввода в эксплуатацию и освоения помещений и территории УЭК.
       Одновременно со строительством УЭК проводилась большая работа по оснащению его основных структурных подразделений, таких как учебная АТБ, учебная база ЭРТОС и база средств механизации современной авиационной техникой и средствами ее обслуживания. Значительный вклад в развитие УЭК внесли начальник УЭК М.Л.Олин, начальник учебной АТБ В.С.Шкарупин, начальник учебной базы ЭРТОС С.В.Будкин.
       Исключительно сложную в современных условиях задачу решило руководство вуза в 1995 году, организовав строительство жилого дома для преподавателей и сотрудников. В ноябре 1995 года жилой дом сдан в эксплуатацию. Свои жилищные условия улучшила 51 семья.
       Решен ряд других социальных задач. Получено 90 садовых участков в трех садоводческих кооперативах (Волоколамск, Талдом, Истра). В гаражном кооперативе, построенном на выделенной вузом территории и при его непосредственном участии, получили гаражи практически бесплатно 65 преподавателей и сотрудников. В периоды отпусков ежегодно большинство желающих получали путевки в дома отдыха и санатории. В детские лагеря отдыха направлялись дети всех сотрудников, обращавшихся с такой просьбой.
       Много усилий приложено руководством вуза для решения одного из наиболее важных и острых за последние годы социальных вопросов - вопроса об оплате труда и материальной помощи членам коллектива. Используя всевозможные пути, в том числе и внебюджетные средства, в течение всех этих лет удавалось практи-чески своевременно и в полном объеме выплачивать заработную плату в соответствии со всеми вводимыми изменениями в ее размерах. В вузе широко используется система надбавок, доплат, выплат за совмещение профессий и расширение зон обслуживания. Во многих хозяйственных подразделениях введена система бригад-ного подряда, при которой сокращенной численностью работников выполняется объем работ, соответствующий полному штатному расписанию с сохранением установленного фонда заработной платы.
       В целях поддержания и стимулирования творческой активности преподавателей и научных сотрудников введена дополнительная оплата за написание учебных пособий. Выделяется финансирование фундаментальных и поисковых научных исследований из внебюд-жетных средств университета на основе грантов, распределяемых на конкурсной основе. Регулярно проводятся конкурсы учебной литературы и научных разработок, победители и лауреаты которых получают денежные вознаграждения. Ветеранам вуза, внесшим существенный вклад в его становление и развитие, присваивается почетное звание Заслуженный работник университета и устанав-ливается стипендия Ученого Совета.
       Перечисленные меры позволили снизить отток кадров из вуза и стабилизировать коллектив.
       В конце 80-х и начале 90-х годов вуз активно включился в работу различных общественных ассоциаций, научных обществ и общественных академий. Существенно развивались международные связи, заключены договора о творческом сотрудничестве с рядом зарубежных вузов.
       Положительные результаты в работе вуза на этапе его развития позволили получить соответствующие оценки его деятельности при многочисленных внешних проверках в различные годы.
       По итогам смотров и соревнований институт неоднократно занимал 1-е места среди учебных заведений гражданской авиации, научных организаций отрасли и вузов Ленинградского района Москвы. А по итогам работы в 1985 году институт был победителем соревнований и среди учебных заведений ГА и среди вузов Ленинградского района.
       При рейтинговой оценке вузов Государственным комитетом по высшей школе в октябре 1991 года МИИГА занял 3-е место среди отраслевых вузов транспорта России.
       Значительным событием в жизни вуза была его аттестация Госинспекцией учебных заведений России в апреле 1992 года.
       В течение полутора недель представительная комиссия, в которую входили проректора, деканы, заведующие кафедрами таких крупных вузов, как МАИ, МАТИ, МГТУ им. Н.Баумана, МИРЭА, МИЭТ, МФТИ, МАДИ и Академии ГА, изучала уровень подготовки инженерных и научно-педагогических кадров, качество методическо-го обеспечения учебного процесса и организацию научных исследований, состояние учебно-научно-материальной базы института. Проводилось тестирование знаний около 70 процентов студентов по общенаучным, общеинженерным и специальным учебным дисциплинам. Решение членов комиссии было единодушным - вуз аттестовать и рекомендовать соответствующим инстанциям рассмотреть вопрос о присвоении ему статуса “технического университета”. Вопрос о присвоении вузу нового статуса решался в течение более полугода. Вновь была проведена комплексная проверка работы института экспертной комиссией Ассоциации технических университетов России, проведено всестороннее обсуждение этого вопроса на президиуме Ассоциации технических университетов и заседании Коллегии Государственного комитета РФ по высшему образованию. В июле 1993 года приказом Председателя Госкомитета по высшему образованию Московский институт инженеров гражданской авиации (МИИГА) переименован в Московский государственный технический университет гражданской авиации (МГТУ ГА).
       Близкая преподавателям, сотрудникам, выпускникам и студентам аббревиатура МИИГА осталась достоянием истории вуза.
       Изменение статуса вуза с 3-го уровня классификации вузов, введенной “Типовым положением о вузе России”, на 1-й явилось признанием значительных результатов его работы по всем направлениям. Это безусловно заслуга всего коллектива.
       В последующие годы после присвоения вузу статуса “университет”, несмотря на многочисленные проблемы, обусловленные ограниченным бюджетным финансированием, университет не только сохранил свой учебный и научный потенциал, но и решил ряд задач по совершенствованию учебного процесса и развитию материальной базы. Это, прежде всего, переход на многоуровневую систему подготовки специалистов, открытие новых специальностей, приобретение новых типов летательных аппаратов, значительный рост количества современных ЭВМ и вызванные этим качественные изменения в образовательном процессе.
       По проведенной Ассоциацией технических университетов оценке рейтинга вузов за 1994 год МГТУ ГА занял 18-е место из 83-х технических университетов России. При оценке рейтинга вузов, входящих в Ассоциацию инженерного образования, за 1995 год МГТУ ГА занял 19-е место из 105-ти инженерных вузов России.
       
       
       За 25 лет существования вуза в нем подготовлено 12000 инженеров. В системе повышения квалификации прошли обучение 3500 руководителей центрального аппарата управления отраслью, эксплуатационных предприятий и организаций, преподавателей учебных заведений и ведущих специалистов инженерно-авиационной службы, коммерческих и информационных подразделений гражданской авиации. Окончили аспирантуру 360 молодых ученых. Преподавателями и сотрудниками вуза защищено 33 докторских и 134 кандидатских диссертаций. Ученое звание профессора присвоено 37 преподавателям, 105 преподавателей стали доцентами.
       Преподавателями и научными сотрудниками издано 447 учебников, учебных пособий и монографий, из них 114 - в центральных издательствах. Ими опубликовано около 1500 научных статей, получено 388 авторских свидетельств на изобретения и патентов, 28 дипломов и 156 медалей ВДНХ.

Художественные коллективы, клубыСпортДополнительная информация


Информационная система "Энциклопедия высшей школы г. Москвы"  Создана Институтом системного анализа социальных проблем мегаполисов под руководством АПОС г. Москвы и при поддержке Комитета по делам семьи и молодежи Правительства Москвы
Руководитель проекта: А.В. Щербина. Шеф-редактор: В.О. Потапов. Редактор: В.Н. Трухин. Разработка макета информационной системы и поставка задачи на создание программной оболочки: В.В. Когут. В работе над проектом участвовали: О.В. Сидорова, Т.С. Андреева, Л.Р. Белкина, М.А. Ващук, Г.М. Запальский, А.А. Лескин, Т.П. Шкилькова