Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана (МГТУ им. Баумана)

Главная страница


ФАКУЛЬТЕТ «Энергетическое машиностроение» (Э)


ФакультетыДовузовская подготовкаКак поступить
Специальности и направления подготовкиКоординаты


        Декан факультета: Суровцев Игорь Георгиевич.
        Телефон факультета: (095) 261-94-95.
        Направления подготовки и специальности:
        Электроэнергетика:
        Нетрадиционные и возобновляемые источники энергии
        Ядерные физика и технология:
        Ядерные реакторы и энергетические установки
        Техническая физика:
        Теплофизика
        Энергомашиностроение:
        Плазменные энергетические установки
        Двигатели внутреннего сгорания
        Газотурбинные, паротурбинные установки и двигатели
        Холодильная, криогенная техника и кондиционирование
        Двигатели летательных аппаратов:
        Ракетные двигатели
        Электроракетные двигатели и энергетические установки
        Ракетостроение и космонавтика:
        Системы жизнеобеспечения и защиты ракетно-космических аппаратов
        Безопасность жизнедеятельности:
        Безопасность жизнедеятельности в техносфере
        Защита окружающей среды:
        Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов
        Гидравлическая, вакуумная и компрессорная техника:
        Вакуумная и компрессорная техника физических установок
        Гидравлические машины, гидроприводы и гидропневмоавтоматика
        Темпы технического прогресса всегда напрямую зависят от темпа совершенствования энергетических машин, приводящих в движение наземные, воздушные и космические транспортные средства, создающих условия для сложнейших технологических процессов. И вот уже более 130 лет факультет готовит ученых, конструкторов и испытателей, изобретающих, проектирующих и изготавливающих энергетические устройства и системы, опережающие достигнутый к определенному времени уровень.
        Вода и водяной пар в течение десятилетий были доминирующими рабочими средами в энергетических установках и двигателях (паровые и гидравлические турбины, поршневые паровые машины). С начала XX в. стали стремительно набирать силу поршневые двигатели внутреннего сгорания, без которых невозможно представить развитие автомобиле- и авиастроения. Профессорами Н.Р. Брилингом, Г.Г. Калишем, Е.К. Мазингом была основана школа русских двигателистов, давшая нашей стране выдающихся создателей автомобилей, тепловозов, кораблей, самолетов. Одновременно в рамках традиционных направлений закладывались новые типы двигателей и энергоустановок, причем многие разработки были первыми не только в нашей стране, но и в мире.
        Технический прогресс набирал скорость. Появились реактивная техника, ядерные реакторы, плазменные пушки, лазеры, установки для получения сверхнизких температур и высокого вакуума. Соответственно изменился состав специальностей факультета. Была прекращена подготовка специалистов по паровым двигателям (ввиду того, что они больше не производятся), переданы в другие вузы специальности «Котлостроение» и «Паровые турбины» (такие специалисты и сегодня очень нужны, но в МГТУ занимаются прежде всего новой техникой). Открывались новые специальности, причем «вырастали» они из существующих. Так, на кафедре «Паровые турбины» профессор В.В. Уваров еще в довоенные годы начал исследование газотурбинного двигателя, который впоследствии произвел революцию в авиации. Академик Н.А. Доллежаль, выпускник кафедры компрессорных установок, стал ведущим конструктором страны по ядерным реакторам; специализация «Двигатели внутреннего сгорания» стала основополагающей для специальностей «Ракетные двигатели» и «Плазменные установки». Казалось бы, это разные области техники, однако их объединяет использование законов механики жидкости и газа, технической термодинамики, теории тепломассообмена. В учебном плане факультета, независимо от специальности нынешних студентов, изучению только этих дисциплин отводится более года. Так закладываются основы фундаментальных знаний, которые будут использованы специалистами XXI в. при создании энергоустановок и двигателей, названий которых сейчас нет не только в проспекте университета, но и в специальных каталогах и справочниках.
        Аппараты космической техники изучают студенты кафедры «Ракетные двигатели». Они осваивают двигатели на жидких и твердых топливных компонентах, двигатели с ядерным источником энергии, без которых невозможен полет человека к планетам Солнечной системы. Из сопел ракетного двигателя вырывается струя раскаленных газов со скоростью сотни метров в секунду (!). Такую струю можно использовать также для резки брони, для дробления твердых горных пород и в других случаях, где традиционные методы малоэффективны.
        С космической техникой связаны и многие выпускники кафедры «Плазменные энергоустановки». Одна из специализаций кафедры — ионные и плазменные двигатели, использующиеся в системах ориентации космических кораблей. Другая специализация относится к созданию термоэлектрических и фотоэлектрических преобразователей энергии — легких и надежных источников электроснабжения в космосе. Плазму — газ, нагретый до температур 104—106 градусов, — часто называют четвертым состоянием вещества, настолько уникальны ее свойства. Плазменные устройства необходимы при осуществлении управляемой термоядерной реакции, в лазерной технике, при нанесении сверхпрочных или защитных покрытий на материалы; плазменные скальпели используются при проведении хирургических операций.
        Существуют двигатели, способные в одних случаях обеспечить реактивную тягу, а в других — передавать мощность на вал или колеса. Это газотурбинные двигатели — самые легкие и мощные из используемых в наземном, морском и воздушном транспорте. Студенты изучают все типы двигателей — авиационные, стационарные, транспортные. В этом состоит отличие подготовки в МГТУ им. Н.Э. Баумана от подготовки в специализированных вузах, авиационных или энергетических. Научно-педагогическая школа факультета выработала общие принципы подхода к расчету и конструированию, выбор темы дипломного проекта предоставляется студенту.
        Поршневые двигатели внутреннего сгорания за почти 100 лет своего существования стали самыми распространенными в мире. Но как отличаются нынешние модели от двигателей прежних поколений! В десятки раз возросла их мощность, уменьшились размеры и масса, снизилась токсичность. Чтобы спроектировать современный двигатель, нужно знать и уметь использовать новейшие достижения теории горения, теплопередачи, акустики, электроники, применять перспективные материалы, включая керамические. Выпускаемые кафедрой специалисты подготовлены к разработке, исследованию и сервисному обслуживанию высокоэффективных, экологически чистых поршневых и комбинированных двигателей внутреннего сгорания, а также двигателей с внешним подводом теплоты для машин наземного, водного и воздушного транспорта; энергоустановок наземного, подводного и космического базирования, средств малой механизации.
        Предвидя перспективы развития низкотемпературной техники, в Императорском московском техническом училище уже с 1910 г. читали курсы по холодильным машинам, а к 1914 г. была введена в строй первая в России холодильная лаборатория. Сейчас наследниками этой лаборатории являются кафедры «Холодильная, криогенная техника, системы кондиционирования и жизнеобеспечения» и «Вакуумная и компрессорная техника». Основываясь на достижениях физики низких температур и физики разреженных газов, кафедры создали разветвленную сеть специализаций: по проектированию, изготовлению и эксплуатации промышленного, торгового, бытового и медицинского холодильного оборудования; криомедицинского оборудования; установок для производства редких газов; криогенных гелиевых и водородных установок сверхпроводящих систем; систем комфортного жизнеобеспечения в быту, на самолетах, космических кораблях и морских судах; высоковакуумных систем и систем пневмоавтоматики.
        Теоретической базой подготовки на кафедре «Гидромеханика, гидромашины и гидропневмоавтоматика» является механика жидкостей и газов. Помимо специалистов по гидравлическим турбинам и насосам (это традиционная направленность подготовки) кафедра стала готовить специалистов по гидравлическим приводам стационарных и мобильных объектов, системам гидравлических приводов роботов и манипуляторов, авиационным гидравлическим системам.
        Когда на рубеже 50—60-х годов прошлого века возникла необходимость подготовки кадров для атомного машиностроения, на факультете была основана кафедра «Ядерные реакторы и установки», которую возглавил главный конструктор первой в мире АЭС академик Н.А. Доллежаль. Выпускники кафедры занимаются изучением фундаментальных процессов; исследованием, разработкой и созданием безопасных и эффективных ядерных и термоядерных реакторов; энергетических установок различного целевого назначения; технологий и оборудования ядерного топливного цикла. Человечество в значительной степени уже преодолело шок, вызванный Чернобыльской катастрофой, и признает, что ядерные энергетические установки являются основной базой энергообеспечения в XXI в.
        В конце XX в. экономические и экологические проблемы заставили человечество обратить внимание на нетрадиционные и возобновляемые источники энергии. В 1996 г. на факультете открыта специальность «Нетрадиционные и возобновляемые источники энергии». Энергию Солнца и ветра человечество использовало веками, но современный уровень науки и техники позволяет создать качественно новые аппараты. Появилась техническая возможность использовать энергию морских волн и приливов, теплоту земных недр, разность температур поверхностных и глубинных вод океана.
        Технический прогресс, в том числе энергетические установки, порой неблагоприятно влияют на окружающую среду. Потребовались специалисты, регулирующие взаимодействие внутри системы «среда—человек—машина». Кафедра «Экология и промышленная безопасность» готовит специалистов для выполнения научно-исследовательских и конструкторских работ, охватывающих разработку и совершенствование защитной техники и технологий, организацию природоохранной деятельности в регионах и на предприятиях; экспертизу проектов, технологий, производств и сертификацию продукции в целях достижения их максимальной экологичности; оптимизацию энерго- и ресурсопотребления современного производства, снижения риска антропогенного воздействия.
        В течение десятилетий фундаментальную теплотехническую подготовку все без исключения студенты факультета получали на кафедре «Теплофизика». С 1998 г. кафедра стала выпускающей. Современная теория процессов тепломассообмена и ее экспериментальное подтверждение настолько сложны, что нужны специалисты с углубленными знаниями по соответствующим разделам физики, умеющие планировать и проводить эксперимент, проектировать необходимое оборудование. Получаемые при этом результаты, как правило, универсальны и находят применение в самых разных областях техники.
        Девиз научных школ и выпускников факультета: «Впереди своего века!».

Художественные коллективы, клубыСпортДополнительная информация


Информационная система "Энциклопедия высшей школы г. Москвы"  Создана Институтом системного анализа социальных проблем мегаполисов под руководством АПОС г. Москвы и при поддержке Комитета по делам семьи и молодежи Правительства Москвы
Руководитель проекта: А.В. Щербина. Шеф-редактор: В.О. Потапов. Редактор: В.Н. Трухин. Разработка макета информационной системы и поставка задачи на создание программной оболочки: В.В. Когут. В работе над проектом участвовали: О.В. Сидорова, Т.С. Андреева, Л.Р. Белкина, М.А. Ващук, Г.М. Запальский, А.А. Лескин, Т.П. Шкилькова