Московский государственный университет путей сообщения (МИИТ)

Главная страница


Институт экономики и финансов


ФакультетыДовузовская подготовкаКак поступить
Специальности и направления подготовкиКоординаты


        Директор Института экономики и финансов,
        доктор экономических наук, профессор,
        член - корреспондент РАЕН
        Терешина Наталья Петровна
        Тел. (095) 973-36-90
        Первый заместитель директора - начальник учебного отдела
        Межох Зоя Павловна
        Тел. 284-2133
        Первый заместитель директора
        Рыбаков Лев Борисович
        Тел. 284-2992
        Заместитель директора института по административно-хозяйственной работе
        Старостин Владимир Алексеевич
        Тел. 284-2996
        Заместитель директора (группа набора абитуриентов)
        Жакова Людмила Юрьевна
        Тел. 284-2994
        В дореволюционной России подготовка специалистов для транспорта с высшим экономическим образованием не производилась. После Великой Октябрьской Социалистической Революции подготовка экономистов- транспортников в первое время производилась на экономических факультетах институтов народного хозяйства им. Г. В. Плеханова в Москве и в Киеве, а также на экономическом факультете Ленинградского политехнического института им. М. И. Калинина.
        В дальнейшем быстро развивающийся вместе со всем народным хозяйством транспорт потребовал новых кадров специалистов-экономистов. Для обеспечения их подготовки и концентрации научных транспортно-экономических сил по решению правительственной комиссии в 1930 г. в Москве был создан Транспортно- экономический институт (МТЭИ). Институт был организован на базе факультета транспорта и связи Московского института народного хозяйства им. Г.В.Плеханова и транспортного отделения экономического факультета Ленинградского политехнического института им. М.И.Калинина.
        Перед институтом была поставлена задача подготовки высококвалифицированных, всесторонне образованных, идеологически подготовленных инженеров-экономистов для железнодорожного, водного и автодорожного транспорта. На железнодорожном факультете обучение студентов предусматривалось по четырём специальностям: планово-эксплуатационной, финансовой, экономике труда и учётно-статистической.
        Занятия в первом 1930/31 учебном году проходили в аудиториях, находящихся в здании барачного типа; для общежития были использованы железнодорожные вагоны, установленные на ветке станции Подмосковная. Московский транспортно-экономический институт просуществовал в качестве самостоятельного высшего учебного заведения до 15 июня 1933 г., выпустив за 3 года 370 инженеров-экономистов для железнодорожного, водного и автодорожного транспорта.
        C 1933/34 учебного года по приказу НКПС три московских транспортных института (экономический, эксплуатационный и строительный) были объединены в единый Московский институт инженеров транспорта, а МТЭИ реорганизован в инженерно-экономический факультет этого института.
        История МИИТа, его становление и развитие тесно связаны с судьбой Родины. С первых же лет своего существования МИИТ стал кузницей квалифицированных кадров для сухопутных и водных путей сообщения России. Его ученые являются авторами большинства учебников и учебно-методических пособий, по которым ведется подготовка специалистов во всех железнодорожных вузах и техникумах страны.
        В годы Великой Отечественной войны сотни студентов, преподавателей и сотрудников МИИТа в составе действующей армии и дивизий народного ополчения мужественно сражались в рядах защитников Родины. Имена тех, кто отдал свою жизнь за ее независимость - на бронзовых плитах памятника, установленного в МИИТовском сквере.
        Мощное развитие железнодорожного транспорта в послевоенные годы вызвало повышенную потребность в инженерно-экономических и экономических кадрах и, в связи с этим, в 1948 году МТЭИ был восстановлен.
        МТЭИ просуществовал 10 лет. В 1958 году все факультеты МТЭИ были объединены в один Инженерно-экономический факультет МИИТа.
        За свою, более чем вековую историю МИИТ подготовил более 100 тысяч инженеров и инженеров-экономистов для железнодорожного транспорта и транспортного строительства, для других отраслей промышленности.
        В 1993 году на основе государственной аттестации МИИТ получил статус Государственного университета, в стенах которого сегодня обучается более 10000 студентов, стажеров, аспирантов, докторантов.
        История экономического образования и науки в МИИТе богата и насчитывает более 70 лет.
        Основу экономической транспортной науки и учебно-методических методологий по подготовке инженеров- экономистов и экономистов заложили видные ученые-экономисты и организаторы высшего образования на железнодорожном транспорте: академик Хачатуров Т.С., профессора Белов И.В., Винниченко Н.Г., Гибшман А.Е., Данилов С.К., Ивлиев И.В., Козлов Т.И., Кочетов И.В., Мандриков М.Е., Михальцев Е.В., Шубников А.К., Шульга В.Я., Хануков Е.Д., Царев P.M., Черномордик Д.И., Чудов А.С.
        Институт экономики и финансов (ИЭФ) образован по решению Ученого Совета нашего Университета в конце 1997 года. Этому предшествовала большая подготовительная работа. На железнодорожном транспорте шел труднейший процесс поиска рациональных вариантов его реформирования: очевидно, что и в отраслевой высшей школе назревали перемены.
        В воздухе витала идея "новой команды", способной найти путь и способ выживания и укрепления позиций МИИТа, а также всей отрасли в трудное время. Сейчас уже понятно, что направление было выбрано верно: Ученый Совет стал высшим органом управления университетом, в его структуре создано уже шесть крупных институтов учебного профиля и один научно-исследовательский, преодолены в основном центробежные тенденции и трудности роста, кафедры стали на деле превращаться в основное звено вуза.
        Каждый институт постоянно создает свою структуру. Сложилась она и для ИЭФ: тесно объединены все виды образовательной деятельности, проводится работа по повышению квалификации экономических и финансовых кадров, идёт непрерывная подготовка по схеме "школа-вуз", в ответ на запросы производства открываются новые специальности и специализации, ведется многогранная научно-методическая и научно-исследовательская работа.
        Многие годы в Институте экономики и финансов работали диссертационные советы по защите кандидатских и докторских диссертаций. К участию в работе Совета всегда привлекались крупные специалисты МИИТа, ВНИИЖТа, Государственного университета управления. Работой Совета в разные годы руководили такие известные ученые- профессора Белов И.В. и профессор Мандриков М.Е. В настоящее время Совет возглавляет директор Института экономики и финансов профессор Терешина Н.П. За последние десять лет в Совете было защищено 63 кандидатские и 14 докторских диссертации. Особенно напряженным в работе Совета был 2000 год. В 2001 г. приказом ВАК Российской Федерации в Институте экономики и финансов после реорганиизации открыт диссертационный совет по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора и кандидата экономических наук по специальностям: 08.00.05 Экономика и управление народным хозяйством (экономические науки), по отраслям и сферам деятельности:
        - Экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами транспорта (экономические науки);
        - Экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами строительства (экономические науки).
        Основные направления научных исследований ученых института определяются потребностью обеспечения устойчивой работы железнодорожного транспорта в сложных условиях реформирования экономики. Результаты проводимых исследований внедряются в практику экономической и финансовой деятельности Министерства путей сообщения и дорог, в первую очередь Московской, Юго-Восточной, Северной. Учеными сформулированы критерии и условия реформирования отрасли; основной из них - повышение конкурентоспособности продукции (услуг) и обеспечение экономической устойчивости железных дорог. Важнейшим элементом этого процесса является подготовка квалифицированных кадров, проведение школ, семинаров, научно-практических конференций и симпозиумов по актуальным проблемам экономики и управления.
        Ежегодно в Институте экономики и финансов Московского государственного университета путей сообщения (МИИТа) проводятся научно-практические конференции "Современные проблемы экономики и управления на железнодорожном транспорте". С 2000 г. конференция получила статус международной. Организаторами проведения конференции выступают Министерство путей сообщения РФ, Московская железная дорога, Институт экономики и финансов МИИТа.
        Большое внимание в институте уделяется и воспитательной работе среди студентов. В 1998 году силами студентов и дирекции института создано Творческое объединение "Карт-Бланш", признанное в Университете ведущим в сфере сплочения и организации творческого потенциала молодёжи. Команда КВН "Карт-Бланш" является одной из ведущих команд КВН Университета, неоднократный призёр Кубка КВН МИИТа, игр команд КВН вузов МПС России, участник фестиваля КВН в г. Сочи, участник межрегиональной лиги КВН "Олимп" (г. Москва).
        Театр - студия "Саботаж"- лауреат Московского фестиваля студенческого творчества "Фестос", дипломант Фестиваля студенческих театров вузов МПС России, победитель в Фестивале самодеятельного творчества "Миитовская весна" в жанре "Эстрадный театр".
        Танцевальная студия "Лориэл" стала лауреатом Московского фестиваля студенческого творчества "Фестос" и победителем в жанре "Спортивный танец" Фестиваля самодеятельного творчества "Миитовская весна". Творческий коллектив ежемесячного студенческого журнала "Поколение-С" долгое время активно сотрудничает со средствами массовой информации, в том числе газетой "Гудок", на страницах которой неоднократно выходили материалы, подготовленные редакцией студенческого журнала.
        Не остаются в стороне и военно - патриотическое, спортивное, эстетическое и трудовое воспитание.
        Так же воспитательная работа совместно с профсоюзной организацией студентов ведётся в общежитии, в деле популяризации и организации студенческих строительных отрядов и новом проекте Радио- МИИТ.
        Институт экономики и финансов аккредитован и осуществляет подготовку специалистов с высшим образованием для железнодорожного транспорта и других отраслей России и зарубежных стран по 10 специальностям и специализациям, в том числе по новым, открытым сравнительно недавно - маркетинг, коммерция, мировая экономика, экспертиза и управление недвижимостью, финансы железнодорожного транспорта. В последние годы выпуск специалистов составляет свыше 350 человек в год. Кроме того, в институте ведется подготовка и дипломированный выпуск специалистов первой ступени высшего образования - бакалавров по направлению "Экономика" и дальнейшей их специализацией в области бухгалтерского учета, анализа и аудита, а также финансов и кредита.
        Ведется организационная подготовительная работа по открытию магистратуры.
        В настоящее время институт Экономики и финансов осуществляет подготовку специалистов с высшим образованием в соответствии с государственными образовательными стандартами на бюджетной и платной основе по следующим направлениям и специальностям:
        1. Бухгалтерский учет, анализ и аудит
        2. Коммерция (торговое дело)
        3. Маркетинг
        4. Мировая экономика
        5. Прикладная информатика (в экономике)
        6. Финансы и кредит
        7. Экономика и управление на предприятии (железнодорожный транспорт)
        8. Экономика и управление на предприятии (строительство)
        9. Экспертиза и управление недвижимостью
        10. Экономика (направление)- бакалавры
       
        Вступительные испытания в институт проводятся в форме экзаменов (собеседования). Поступающие в институт на специальности "Прикладная информатика (в экономике)", "Коммерция (торговое дело)", "Экономика и управление на предприятии (железнодорожный транспорт)", "Экономика и управление на предприятии (строительство)", специальности "Экспертиза и управление недвижимостью" проходят экзаменационные испытания (собеседование) по русскому языку, математике, физике. Поступающие в институт на специальность "Бухгалтерский учет, анализ и аудит", "Маркетинг" проходят экзаменационные испытания (собеседование) по математике, русскому языку, географии. Поступающие в институт на специальности "Мировая экономика" и "Финансы и кредит" проходят экзаменационные испытания (собеседование) по математике, русскому языку, иностранному языку.
        По желанию студентов с ними может быть заключен контракт на военную подготовку.
        Лицам, имеющим высшее, среднее профессиональное образование соответствующего профиля, может быть предоставлена возможность получения высшего (второго высшего) профессионального образования в сокращенные сроки (на платной основе).
       

Художественные коллективы, клубыСпортДополнительная информация


Информационная система "Энциклопедия высшей школы г. Москвы"  Создана Институтом системного анализа социальных проблем мегаполисов под руководством АПОС г. Москвы и при поддержке Комитета по делам семьи и молодежи Правительства Москвы
Руководитель проекта: А.В. Щербина. Шеф-редактор: В.О. Потапов. Редактор: В.Н. Трухин. Разработка макета информационной системы и поставка задачи на создание программной оболочки: В.В. Когут. В работе над проектом участвовали: О.В. Сидорова, Т.С. Андреева, Л.Р. Белкина, М.А. Ващук, Г.М. Запальский, А.А. Лескин, Т.П. Шкилькова