Российская государственная академия физической культуры

Главная страница


История


ФакультетыДовузовская подготовкаКак поступить
Специальности и направления подготовкиКоординаты


       Год основания: 1918. Прежнее название - Государственный центральный ордена Ленина институт физической культуры ( ГЦОЛИФК).
       
       Подробнее:
        В Москве на Сиреневом бульваре в Северном Измайлове раскинулся обширный комплекс учебных корпусов и спортивных сооружений Государственного Центрального ордена Ленина института физической культуры. Институт ведет свою историю с мая 1918 г. Идея о его создании возникла в школьно-санитарном отделе Народного комиссариата просвещения. Предложение об открытии в Москве института физической культуры, внесенное заведующей этим отделом В. М. Бонч-Бруевич (Величкиной), получило поддержку первого наркома просвещения А. В. Луначарского, который рекомендовал разместить институт в бывшем дворце графа Разумовского на Гороховской улице (ныне улица Казакова). В этом здании институт находился до 1970 г. В июне 1918 г. в старинном особняке на Гороховской улице открылись шестимесячные курсы по подготовке инструкторов физической культуры. 24 августа 1918 г. в газете «Известия Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета» было опубликовано объявление о первом наборе студентов в одногодичный институт физической культуры. К этому времени школьно-санитарный отдел Наркомпроса и институт перешли в ведение Народного комиссариата здравоохранения. 29 августа 1919 г. коллегия Наркомздрава приняла Положение об институте физической культуры. Его первым ректором был утвержден крупный специалист по школьной гигиене и физическому воспитанию профессор Варнава Ефимович Игнатьев. Свою деятельность институт начинал в трудные годы иностранной интервенции и гражданской войны. Большое внимание институту уделяли: Н. И. Подвойский, Н. А. Семашко, М. И. Калинин. Институт неоднократно посещали Н. К. Крупская, С. М. Буденный, К. Е. Ворошилов. 1 декабря 1920 года В.И. Ленин подписал утверждение Государственного института физической культуры как высшего «учебного учреждения Народного комиссариата здравоохранения».
        С 1925/26 учебного года институт перешел на четырехлетний срок обучения. Основное внимание в учебном плане уделялось подготовке инструкторов по физической культуре, специалистов по врачебному контролю и лечебной физической культуре. С 1930 г. начинается новый этап в жизни института. Это было связано с организационно-методической перестройкой советского физкультурного движения — созданием Всесоюзного совета физической культуры (1930 г.), переходом на производственный принцип самодеятельного физкультурного движения (1930 г.), введением комплекса «Готов к труду и обороне» (1931—1934 гг.). Широкое развитие спорта в стране поставило перед институтом новые задачи. В 1930 г. институт из системы Народного комиссариата здравоохранения перешел в ведение Всесоюзного совета физической культуры, а с 1936 г. — Всесоюзного комитета по делам физической культуры и спорта при Совете Народных Комиссаров СССР. В эти годы институт начинает выпускать специалистов, хорошо владеющих педагогическим и спортивным мастерством, организаторов физкультурной работы в различных звеньях физкультурного движения. В структуре института созданы педагогический, производственный (впоследствии спортивный) и военный факультеты, высшая школа тренеров, аспирантура, кафедры спортивных дисциплин. Реорганизация учебной работы приблизила институт к запросам практики физкультурного движения. Студенты стали проходить педагогическую практику в школах, вузах, на заводах и фабриках. Постепенно расширилась «география» приема студентов. На учебу в институт приезжают посланцы Украины и Белоруссии, республик Закавказья, Средней Азии и Казахстана.
        В довоенные годы институт играл ведущую роль в создании научно-методических основ советской системы физического воспитания. Большой вклад в решение этой проблемы внесли В. В. Гориневский, П. И. Карузин, М. М. Конторович, М. Ф. Иваницкий, И. М. Саркизов-Серазини, А. А. Жемчужников, П. А. Рудик, Н. Н. Пашкевич и другие научные сотрудники института. Их труды позволяли более глубоко рассматривать вопросы средств, форм и методов физического воспитания и спорта. В 1924 г. издан первый сборник трудов института «Физическая культура в научном освещении». В последующие годы было издано еще несколько таких сборников. Научные сотрудники выступали с докладами на первой (1925 г.), второй (1927 г.) и третьей (1929 г.) всесоюзных научно-методических конференциях. Труды Н. Г. Озолина, В. А. Андреева, К. В. Градополова, М. С. Козлова, В. В. Белиновича, В. С. Фарфеля, опубликованные в довоенные годы, сыграли важную роль в формировании научно-методических основ спортивной тренировки и физического воспитания.
        С первых дней своего существования в институте проводилась большая спортивная работа, студенты и преподаватели выступали во многих спортивных соревнованиях. В 1921 г. был создан спортивный клуб. В числе его организаторов были Б. С. Гиппенрейтер, П. А. Сапожников, Н. И. Гребенщиков, И. М. Фрейдберг. Спортсмены института участвовали в первенствах Москвы и СССР, совершали дальние лыжные переходы и велопробеги, занимались альпинизмом и парашютным спортом. В 1924— 1927 гг. студенты И. Фрейдберг и А. Князев осуществили кругосветное путешествие на велосипедах. В 1928 г. на Всесоюзной спартакиаде с большим успехом выступали воспитанники института: Н. Озолин, Д. Марков, В. Дьячков, А. Тер-Ованесян, А. Катулин и другие.
        В 1933 г. альпинисты института во главе с А. А. Жемчужниковым совершили восхождение на Эльбрус. В 1935 г. студентки Н. Бабушкина, С. Блохина, М. Малиновская установили мировой рекорд в прыжках с парашютом. В зимний сезон 1940/41 г. команда лыжников института в составе В. Захавина, П. Казупицы, А. Колбина, И. Маркопуло, В. Поликарпова и И. Суслова провела успешный лыжный переход по маршруту Москва - Выборг.
        В 30-е годы студенты и преподаватели института были непременными участниками физкультурных парадов на Красной площади, где они показывали высокое спортивное мастерство. Большая заслуга в постановке красочных гимнастических выступлений принадлежала преподавателям кафедры гимнастики М. Т. Окуневу, А. Т. Брыкину, В. И. Марковой, В. А. Губанову, В. С. Якубенку и др.
        Студенты и выпускники института оказывали большую помощь в проведении спортивных соревнований, физкультурных праздников и спартакиад в союзных республиках. Они внедряли физическую культуру в домах отдыха и санаториях.
        За образцовую постановку учебного процесса и отличную подготовку студентов 28 июля 1934 г. институт награждается орденом Ленина. Директор института С. М. Фрумин был награжден орденом Красной Звезды. Накануне Великой Отечественной войны институт стал крупнейшим специальным высшим учебным заведением. Его воспитанники показывали отличные спортивные результаты. Во всех союзных республиках в качестве преподавателей, тренеров и организаторов работали его выпускники. Многие из них впоследствии стали замечательными педагогами, крупными учеными. Перед началом Великой Отечественной войны институт находился на большом подъеме, в расцвете учебной, научной и спортивной деятельности.
        Коллектив института с первого и до последнего дня войны был верен своему гражданскому долгу. 457 преподавателей и студентов ушли в ряды Красной Армии и партизанские отряды, в том числе 2 заместителя директора института - А. С. Чикин и Н. М. Корнеев, А. А. Мелихов, Б. Л. Галушкин, преподаватели Л. Г. Темурян, Г. Д. Пыльнов, М. М. Мещеряков, А. 3. Катулин, Н. А. Розанов, Д. И. Кузнецов, И. А. Цапко, С. Л. Гисин, Г. К. Устер, С. И. Спицын, А. А. Гидрат и многие другие.
        Одна из прославленных частей нашей армии — Отдельная мотострелковая бригада особого назначения войск НКВД СССР (ОМСБОН) — была сформирована из спортсменов, в том числе из студентов и преподавателей института. Немало боевых подвигов совершили П. Маркин, И. Келишев, Б. Бутенко, В. Ананьев, С. Гисин и другие. Многие инфизкультовцы пали смертью храбрых в боях за свободу и независимость нашей Родины. Среди них многие сильнейшие спортсмены и чемпионы страны: А. Гидрат, Л. Темурян, Г. Пыльнов, А. Алешин, В. Андросов, Б. Беляев, В. Виниченко, Б. Галушкин, И. Князев, Н. Корнеев, Л. Кудаковский, М. Лобов, К. Макаров, И. Пресняков, Н. Розанов, С. Спицын, Н. Суслов, И. Цапко и другие. Никто из них не забыт, их имена — на мемориальной доске в главном корпусе института.
        Деятельность института в период Великой Отечественной войны характеризуется не только боевыми подвигами его воспитанников на фронтах войны, но и большими делами в тылу. К началу 1941/42 учебного года в институте оставалось только 240 студентов (в основном девушек) и 50 преподавателей. Институт сразу перестроил свою работу в соответствии с требованиями военного времени. Срочно был пересмотрен учебный план, разработаны новые программы, введены такие предметы, как военно-полевая гимнастика, военно-лыжная подготовка, рукопашный бой, преодоление препятствий, плавание и переправа вплавь, гранатометание, увеличился объем преподавания методики лечебной физкультуры и лечебного массажа. Большое внимание было уделено обучению студентов методам ускоренной военно-физической подготовки допризывников. Началась ускоренная разработка различных малоформатных учебных и учебно-наглядных пособий по различным разделам военно-физической подготовки. Было разработано более 120 различных программ и методических пособий для бойцов и командиров Всевобуча. Как и все жители столицы, студенты и преподаватели института принимали активное участие в работах по укреплению подступов к Москве.
        В октябре 1941 г. институт был эвакуирован в Свердловск, где к учебе приступило всего 140 человек. Был объявлен дополнительный набор, и на первый курс зачислили 61 студента, а в следующем учебном году в институт приняли 200 человек. В 1943/44 учебном году был произведен самый большой в истории института набор — 700 человек, а в последний год войны институт был полностью укомплектован студентами и жил полнокровной жизнью.
        В Москве и Свердловске регулярно проводились академические занятия по расписанию. В институте была хорошая дисциплина, отличная посещаемость и успеваемость студентов. В период войны институт закончили: в 1942г.— 25 человек, в 1943 г. — 30, в 1944 г. — 50 и в 1945 г. — 51 человек, а всего за годы войны в нем было подготовлено 156 тренеров-преподавателей. Многие из выпускников военных лет и сегодня работают преподавателями института. После введения в октябре 1941 г. обязательного военного обучения граждан СССР институт включился в работу по подготовке резервов для Красной Армии. На базе института работали кратковременные курсы по военно-физической подготовке воспитателей ремесленных училищ и учителей физической культуры, командиров комсомольских рот противопожарной обороны и инструкторов рукопашного боя. Институтом было подготовлено 113 тысяч бойцов-лыжников и 5 тысяч инструкторов по лыжному спорту, десятки тысяч бойцов обучены рукопашному бою, преодолению препятствий, переправам вплавь и гранатометанию. Всего военно-физическую подготовку прошло около 340 тысяч человек. Более 100 студентов и преподавателей работали в госпиталях. Они оказывали лечебную помощь раненым солдатам и офицерам. Силами института было подготовлено свыше 160 квалифицированных специалистов лечебной физической культуры и лечебного массажа. Многие студенты являлись донорами и безвозмездно отдавали свою кровь для нужд армии.
        В Москве и Свердловске коллектив института, не прерывая учебных занятий, оказывал большую помощь местным предприятиям. Преподаватели и студенты работали на различных заводах, на строительстве народнохозяйственных и оборонных объектов.
        Во время войны в институте не прекращалась спортивная жизнь. Проводилась учебно-тренировочная работа в секциях, студенты выступали в соревнованиях. Даже в самую напряженную военную зиму 1941/42 г. было проведено первенство института по лыжному спорту. В эту зиму студенты института выступали в 10 соревнованиях по лыжным гонкам на первенство Свердловска.
       В качестве организаторов соревнований и судей преподаватели работали не только в Свердловске, но и в других городах Урала. В 1942 г. коллектив института за оказание помощи в проведении соревнований получил благодарности от городских организаций Свердловска, Нижнего Тагила, Красноуфимска, Ирбита, Серова, Ревды и др. В течение всех военных лет силами студентов и преподавателей организовывались спортивные выступления и выступления участников художественной самодеятельности в госпиталях.
        После победы в Великой Отечественной войне проводились мероприятия по дальнейшему развитию физической культуры и спорта в стране.
        Постановление Центрального комитета партии определило направление и содержание деятельности ГЦОЛИФКа, тесно связанного с многообразной практикой советского физкультурного движения.
        В первую очередь институтом решалась задача подготовки квалифицированных педагогов. Непрерывно увеличивалось число студентов и аспирантов. До Великой Отечественной войны в институте было 600 студентов, а в 1960/61 учебном году на педагогическом, спортивном, заочном факультетах, отделении усовершенствования, в школе тренеров и аспирантуре занималось более 3 тысяч человек.
        Воспитанникам института свои глубокие знания передавали высококвалифицированные преподаватели. В их числе заслуженные деятели пауки профессора М. Ф. Иванинкий. И. М. Саркизов-Серазини, член-корреспондент Академии медицинских наук профессор А. А. Минх, профессора М. Е. Маршак, В. С. Фарфель, А. Д. Новиков, В. Г. Яковлев, М. Л. Укран, Д. П. Марков, доценты М. С. Козлов, И. Г. Чудинов, Ф. И. Самоуков, О. И. Логунова, Б. С. Граменицкий, Н. Н. Скородумова, Н. Г. Чионов, Н. В. Семашко, М. Д. Товаровский, Н. Н. Сорокин, Д. А. Крадман, А. 3. Катулин и многие другие. Они внесли большой вклад в совершенствование учебно-воспитательного процесса и научной работы института. Большую полезную работу в институте проводили деканы факультетов Н. Ф. Розанова (педагогический), Р. П. Мороз (спортивный), начальник учебной части Ю. А. Блинов, начальник школы тренеров А. А. Мелихов.
        В трудные послевоенные годы много сделали для института его ректоры: И. Н. Петухов, Б. М. Никитин, Г. И. Кукушкин, И. И. Никифоров.
        Много внимания уделялось совершенствованию учебного плана института.Большое внимание обращалось на проведение педагогической практики в общеобразовательных школах, пионерских лагерях, на крупных предприятиях — автозаводе имени И. А. Лихачева, заводах «Серп и молот», «Калибр», Государственном подшипниковом заводе, заводе малолитражных автомобилей.
        Студенты побывали на практике в Братске, Куйбышеве, Кемерово, на новостройках и в совхозах Целинного края. Они организовывали там новые спортивные команды и группы здоровья, готовили общественных инструкторов, физоргов и судей по спорту, проводили спортивные соревнования, в которых участвовали десятки тысяч человек. В послевоенные годы все шире стало развертывать свою деятельность научное студенческое общество. В кружках, созданных при кафедрах, студенты овладевали навыками самостоятельной научно-методической работы. Они использовали новейшие методы исследований: динамометрию, электрокардиографию, математический анализ и др. Научные работы студентов заслушивались на ежегодных конференциях. Эти работы представляли, как правило, большой интерес для теории и практики физкультурного движения.
        В послевоенный период научно-исследовательская работа института полностью соответствовала указаниям о разработке проблем физического воспитания, массовой спортивной работы и спортивного мастерства. Особое внимание было обращено на исследование теории, методики и техники спорта.
        В связи с участием советских спортсменов в олимпийских играх, первенствах мира, Европы и других международных соревнованиях масштабы научных исследований по этим проблемам значительно расширились. Учеными института по результатам проведенных исследований были созданы и изданы труды, имеющие большое значение для теории и практики физической культуры и спорта, а также много учебников и учебных пособий для институтов и техникумов физической культуры.
        Профессора и преподаватели института оказывали большую помощь физкультурным учебным заведениям и спортивным организациям социалистических и развивающихся стран.
        Особое место в международных связях института имело участие его представителей в олимпийских играх. В числе советских спортсменов, успешно выступивших на этих крупнейших соревнованиях, были преподаватели, студенты института, учащиеся школы тренеров, а также спортсмены, ранее окончившие институт. Почетного звания олимпийских чемпионов на Играх 1952—1964 гг. были удостоены П. Болотников, В. Брумель, В. Куц, Л. Спирин (легкая атлетика), Н. Аникин, А. Колчина, П. Колчин, Ф. Терентьев (лыжный спорт), Е. Гришин, К. Гусева (конькобежный спорт), Б. Лагутин, С. Степашкин (бокс), Б. Гуревич, А. Иваницкий, А. Парфенов (борьба), В. Бушуев (тяжелая атлетика), Г. Горохова, М. Мидлер, В. Растворова (фехтование), В. Беляков, Г. Урбанович (гимнастика), А. Ильин, И. Нетто, С. Сальников, Н. Симонян (футбол), А. Гурышев, Ю. Крылов, В. Кузин, К. Локтев, Г. Мкртычан, Н. Хлыстов (хоккей). Более 40 представителей института получили серебряные и бронзовые олимпийские медали.
        Многие выпускники института довоенных и послевоенных лет стали замечательными педагогами и тренерами, научными работниками и руководителями физкультурного движения. Среди них заслуженные мастера спорта и заслуженные тренеры СССР В. М. Дьячков, К. К. Кудрявцев, И. А. Аниканов, А. В. Тарасов, К. И. Бесков, А. А. Тер-Ованесян, 3. П. Синицкий, Н. П. Симонян, Л. И. Яшин и другие.
        Воспитанники института Г. И. Кукушкин и В. И. Маслов стали его ректорами. В 1961 г. был открыт музей института с обширной и разнообразной экспозицией. В нем отражена история института со дня его основания.
        В 1967 г. при ГЦОЛИФКе открыт факультет усовершенствования тренерских и преподавательских кадров.
        В 1968 г. институт перешел на новую форму подготовки специалистов. В соответствии с практическими нуждами физкультурного движения вместо спортивного и педагогического факультетов созданы факультеты: массовых видов спорта, спортивных единоборств, зимних и технических видов спорта, спортивных игр.
        Институт стал выпускать преподавателей-тренеров, высококвалифицированных специалистов по видам спорта.
        В 1970 г. из старого здания на улице Казакова институт переехал в новые корпуса, расположенные на Сиреневом бульваре. Сейчас институт располагает современным комплексом зданий, состоящим из учебных корпусов и спортивных залов, построенных по проекту члена-корреспондента Академии наук СССР Б. М. Иофана.
        В 1976 г. при институте открыта Высшая школа тренеров (ВШТ) для подготовки тренерских кадров высшей квалификации. В ВШТ обучаются выдающиеся спортсмены, имеющие высшее образование и проявившие способности к тренерской работе. Выпускники ВШТ направляются на работу в сборные команды страны и республик, в ведущие спортивные клубы.
        В 1978 г. создан педагогический факультет, в задачи которого входит подготовка преподавателей физического воспитания и преподавателей-организаторов широкого профиля. С 1980г. в составе института функционируют факультеты тренерский, педагогический, спортивный, заочного обучения, факультеты повышения квалификации и переподготовки кадров, ВШТ школы высшего спортивного мастерства, центральная лаборатория технических средств обучения, отделы редакционно-издательский и научно-технической информации, учебные лаборатории и методические кабинеты кафедр, проблемная лаборатория.
        Институт внес большой вклад в разработку проблем совершенствования советской системы физического воспитания и управления физкультурным движением, управления системой подготовки спортсменов высшей квалификации, управления системой подготовки и повышения квалификации кадров по физической культуре и спорту. По многим проблемам институт выполнял функции головного учреждения.
        Важные исследования проводились учеными института по проблемам теории и методики спортивной тренировки, оптимизации подготовки спортсменов высокого класса к олимпийским играм, чемпионатам мира и Европы. Усилия ученых направлены на выявление и внедрение в практику наиболее эффективных средств, форм и методов физической, технической, тактической, психологической и теоретической подготовки спортсменов. Ученые вносят большой вклад в рационализацию планирования круглогодичной и многолетней спортивной подготовки, в совершенствование педагогического, медицинского и физиологического контроля в процессе тренировки. Много внимания уделяется вопросам юношеского спорта, проблемам восстановления и повышения спортивной работоспособности.
        Все эти и многие другие научные работы публиковались в многочисленных монографиях, учебниках, учебных пособиях, научных статьях. Ежегодно ученые института публикуют свыше 400 печатных работ. За 1971—1980 гг. ими было подготовлено около 4 тысяч публикаций. Только за 1976—1979 гг. вышли в свет 25 учебников и 70 книг по разным вопросам физической культуры и спорта. За цикл научных трудов удостоены золотых медалей и премий Спорткомитета СССР профессора Н. Г. Озолин, А. Д. Новиков, Л. П. Матвеев, В. М. Зациорский, Г. И. Кукушкин, Я. М. Коц, В. Л. Карпман, М. Л. Укран, В. С. Фарфель, Ю. В. Верхошанский и доцент Н. И. Волков. Самое непосредственное участие научный коллектив института принимает в работе комплексных научных групп, научно-методических и научно-практических объединений, сотрудничает со спортивными клубами и ведомствами.
        Институт поддерживает тесные научные связи с проблемными комиссиями Академии наук СССР, институтами Академии педагогических наук СССР, Академии медицинских наук СССР, Научно-исследовательским институтом высшей школы, Научно-исследовательским институтом медико-биологических проблем, Всесоюзным научно-исследовательским институтом физической культуры, научными общественными организациями.
        Ученые института активно участвовали во всесоюзных и международных конференциях, симпозиумах, семинарах. Достижения ученых ГЦОЛИФКа получили широкое признание не только в нашей стране, но и далеко за ее пределами. Их труды изданы во многих зарубежных странах. Институт проявлял постоянную заботу о повышении научно-педагогической квалификации своих кадров. Только за 1971— 1979 гг. более 70 преподавателей, сотрудников и аспирантов защитили кандидатские диссертации, 14 кандидатов наук защитили докторские диссертации.
       

Художественные коллективы, клубыСпортДополнительная информация


Информационная система "Энциклопедия высшей школы г. Москвы"  Создана Институтом системного анализа социальных проблем мегаполисов под руководством АПОС г. Москвы и при поддержке Комитета по делам семьи и молодежи Правительства Москвы
Руководитель проекта: А.В. Щербина. Шеф-редактор: В.О. Потапов. Редактор: В.Н. Трухин. Разработка макета информационной системы и поставка задачи на создание программной оболочки: В.В. Когут. В работе над проектом участвовали: О.В. Сидорова, Т.С. Андреева, Л.Р. Белкина, М.А. Ващук, Г.М. Запальский, А.А. Лескин, Т.П. Шкилькова