Российский государственный гуманитарный университет (РГГУ)

Главная страница


Институт массмедиа. Факультет журналистики


ФакультетыДовузовская подготовкаКак поступить
Специальности и направления подготовкиКоординаты


        Миусская пл., д. 6 , корп. 7, ул. Чаянова, д. 15 .
        Директор – Васильев Александр Германович.
        Заместитель директора, декан – Асоян Захар Арменакович.
        Специальность – Журналистика. Квалификация – Журналист. Специализации: Журналистика телевидения, радио, Интернет-среды.
        Форма обучения: дневная (бюджетная и договорная).
        Карьера: телевидение, радио, Интернет–среда, газеты, журналы.
        Вступительные испытания: Русский язык и литература (письменно), Русский язык и литература (устно), Отечественная история (устно), Иностранный язык (устно).
        Концепция профессиональной образовательной программы на факультете "Журналистика" в институте Массмедиа РГГУ
        Образовательная программа подготовки журналистов на факультете журналистики РГГУ расчитана на 5 лет обучения, включает подготовку специалистов в области теле-радио и электронной журналистики и ориентирована на развитие современной медиа среды, информационно-коммуникационных технологий.
        С формированием нового информационного и коммуникационного пространства возникают новые условия и задачи, стоящие перед гуманитарным образованием. Это и освоение новейших технологий производства мультимедиа продуктов, графического и медиа дизайна, телевизионного монтажа, режиссуры, актерского мастерства, видео и аудио технологий, практика интерактивного телевидения, радиовещания и др.
        Подготовка специалистов не факультете журналистики способных владеть современными средствами формирования и развития коммуникационного и информационного пространства, как в общенациональном, так и в глобальном масштабах, является одной из важнейших задач на пороге нового тысячелетия, которое уже названо "информационным".
        Преодоление традиционного для журналистики стереотипа-доминанты печатного слова, печатной среды - одна из задач, решение которой для создания системы университетского образования совершенно необходимо.
        Информационная среда, медиа пространство оказывает большое воздействие на системы, формы и средства образования.
        Наличие в университете современной профессиональной техники, осмысление роли гуманитарного образования в новом информационном и коммуникационном пространстве, участие в образовательном процессе ведущих преподавателей факультетов и кафедр РГГУ, деятелей науки, культуры, искусства, ведущих мастеров кино, телевидения и радиовещания позволяют готовить специалистов высокой квалификации по специальности "Журналистика".
        Уверены, что подготовка специалистов широкого профиля, способных осуществить полный творческий и технологический цикл производства реальной медиа продукции (теле- и радио передач, хроникальные фильмы, рекламные ролики, CD) от разработки концепции, сценария, съемки до воплощения в готовый продукт, а также журналистов работающих в Интернет среде не только не дублирует родственные, аналогичные образовательные программы по специальности "Журналистика", реализовываемые в других высших учебных заведениях России, но и в определенном смысле является новаторской.
        Концепция современной журналистики включает в себя профессиональную работу с текстами новой медиа культуры и новыми "технотронными документами и архивами", где Интернет рассматривается как новая модель социальной памяти человечества… Новая среда для современного журналиста - это не только "новое" информационное и коммуникационное пространство, но и новые социальные измерения. В этом коренное и принципиальное отличие данной профессиональной образовательной программы.
        Оригинальной чертой концепции подготовки журналиста на базе Массмедиа института РГГУ является ориентация на активное внедрение компаративистских методов в процесс обучения, что позволит глубже осмыслить и теорию формирования медиа сферы в контексте различных исторических и социо-культурных явлений, и формирование навыков использования в практической деятельности новейших электронных средств и технологий в сфере медиа среды и медиа культуры.
        Концепция профессиональной подготовки современного журналиста в институте Массмедиа РГГУ основана на теоретических и методических разработках и богатом опыте Университета. Она предусматривает формирование у студентов навыков, позволяющих самостоятельно и оперативно принимать решения, анализировать и формировать новую среду.
        Профессиональное журналистское образование сегодня не может состояться без одновременной общей подготовки студентов в области теории и истории Медиа, истории и теории всех типов коммуникаций (вербальной, визуальной, пространственной - невербальной), глобальных компьютерных сетей, истории и теории литературы и истории искусства, в сфере общей социальной психологии и психолингвистики, семиотики и культурологии. Концепция журналистского образования на базе института Массмедиа РГГУ предполагает приоритетность культурно-антропологического и историко-философского подходов с учетом цивилизационных особенностей "информационного" века.
        Эти задачи решаются включением в учебный план курсов, ориентированных на изучение феномена современной среды, ее истории и типологии. В блок теоретических дисциплин включены такие учебные курсы, как историко-культурное и философское понимание Медиа сферы; теория коммуникации и модели восприятия; социология зарубежных Медиа; Internet и концепция Медиа архива; теория и практика телевидение и радиовещание, основы режиссуры и др. В блоке практических дисциплин особое внимание уделяется освоению технологий производства Мультимедиа и CD-ROM; основам графического и Медиа дизайна; монтажа, режиссуры и актерского мастерства; видео-технологии и практикам телевидения и радиовещания.
        Актуальность разработки программы подготовки дипломированных специалистов в сфере масс медиа (СМИ) на базе института Массмедиа РГГУ определяется, таким образом, как общими тенденциями научно-образовательной деятельности в современном гуманитарном образовании, так и стремительным развитием новых технологий и средств мультимедиа, формирующих современную журналистику и меняющих не только техносферу, но и социальную практику.
        Целью обучения является подготовка квалифицированных специалистов, обладающих не только профессиональными знаниями и практическими навыками в области истории, теории, типологии, практики журналистики, в сфере социо-культурных и технологических аспектов ее модификации и эволюции; но и суммой технических знаний и навыков в работе со средствами активного воздействия на формирование новой медиа культуры с использованием гуманитарного сегмента универсального образования. Системообразующими учебными дисциплинами в этом комплексном образовательном процессе являются исторические, философские, культурологические, психологические, технико-прикладные курсы. Концепция профессиональной образовательной программы строится на:
        · Требованиях Государственного Образовательного стандарта высшего профессионального образования, утвержденного Министерством Образования Российской Федерации 10.03.2000. (ГОСТ высшего профессионального образования Государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускника по специальности 021400 - журналистики (третий уровень высшего профессионального образования);
        · Ориентации как на лучшие академические традиции в сфере преподавания в журналистики в России, так и на опыт междисциплинарного образования, сложившийся в РГГУ, а также на имеющуюся в РГГУ научную, учебную, производственно-техническую базу;
        · Сочетание научных исследований с интеллектуальными, творческими и практическими действиями по созданию реальных медиа продуктов и реализацией их в информационном и коммуникационном пространстве;
        · Имеющегося в институте Массмедиа опыта преподавания теоретических и практических дисциплин.
        · Структуре института Массмедиа состоящей из 2 блоков, которые действуют в тесном взаимодействии по единому плану и обеспечивают эффективность учебного процесса:
        Первый блок - Учебный (деканат, кафедра журналистики, кафедра теле- радио- интернет технологий, куда входят учебно-творческие мастерские (режиссуры, операторского мастерства, актерского мастерства, интернет журналистики), телевизионные передачи, газета факультета.
        Второй блок - Учебно-производственный телевизионный центр - обеспечение техническими средствами и технологиями учебного процесса и практические занятия.
        Базовый учебный план предполагает последовательное углубление общей эрудиции, расширение кругозора студента и развитие его аналитических способностей, обеспечиваемые и дисциплинами общегуманитарного цикла (ГСЭ). Последовательное овладение профессиональными и специальными знаниями осуществляется на основе и систематизации курсов соответствующих циклов общепрофессиональных (ОД) и специальных дисциплин.
        Углубленная профессиональная подготовка будет обеспечиваться курсами дисциплин специализации (ДС), в рамках которых предусматривается ориентация как на теоретическую и научно-исследовательскую деятельность, так и на преимущественно практическую и прикладную (теле-радио журналистику, практическую режиссуру, основы операторского мастерства, практическую стилистику и др.)
        Для проведения специализированных курсов по дисциплинам: информатика, информационная эвристика, техника и технология СМИ, практика тележурналистики, практика радиожурналистики, практика в Интернет среде, теория и практика монтажа, технология производства мультимедиа продуктов, основы операторского мастерства, журналистика ТВ и РВ, журналистика в Интернет среде, Медиа дизайн и Арт дизайн, компьютерная графика и анимация, история мирового кино и язык экранной культуры будет использовано следующее имеющееся оборудование: учебный и сетевой класс на базе Mac LC 475; учебный компьютерный класс на базе PC Pentium 200; учебный класс, оборудованный интерактивной доской Smart board, (магнитофон VHS, Pentium 233, LCD проектор, DVD проигрыватель и др.); оборудование SVHS, VHS,Hi 8, Betacam SP: комплекты ТЖК (телевизионного журналистского комплекса), светооборудование, звукооборудование, системы линейного и нелинейного монтажа.
        Предусматривается прохождение студентами практики в государственных и частных теле- и радиокомпаниях, редакционно-издательских комплексах, дизайн-бюро, рекламно-информационных агентствах, ЦИОМ'ах и т.д.
        Чтение курсов, предусматриваемых в рамках данной концепции пятилетним учебным планом, обеспечивается профессорами и преподавателями РГГУ, приглашенными институтом Массмедиа РГГУ, ведущими деятелями науки, культуры и искусства. Следует особо отметить, что большое значение в успешной работе факультета журналистики имеет тесное сотрудничество с другими институтами, факультетами, кафедрами и научными подразделениями РГГУ, в первую очередь с Историко-филологическим факультетом, факультетом Теоретической и прикладной лингвистики, Историко-архивным институтом, Институтом психологии и педагогики им. Выготского, Институтом высших гуманитарных исследований и др. В целом, профессиональная образовательная программа на 75% обеспечена профессорско-преподавательским составом РГГУ, а преподавание специальных дисциплин будет осуществляться на базе Института Массмедиа РГГУ.
        Выпускники факультета "Журналистики" могут найти применение своим знаниям и умениям в многочисленной разветвленной системе СМИ и коммуникаций, не просто охватывающей сегодня все сферы человеческой деятельности (внутренняя и внешняя политика, экология, искусство, медицина, право, спорт и т.д.), но и структурно-профессиональный спектр, который включает (прежде всего телевидение и радио) коммерческие, общественные и государственные теле и радиокомпании, газеты, журналы, издательства, научно-исследовательские организации и центры изучения общественного мнения, различные государственные, общественные и частные институты, активно формирующие современное информационное пространство и медиа среду.
        Работа факультета журналистики позволит создать собственную школу по подготовке высококвалифицированных журналистов, четко ориентированных на работу в СМИ и, прежде всего на телевидение, радио и интернет сфере, что соответствует приоритетным задачам развития РГГУ, изложенным в уставных и программных документах Университета, решениях Ученого Совета.

Художественные коллективы, клубыСпортДополнительная информация


Информационная система "Энциклопедия высшей школы г. Москвы"  Создана Институтом системного анализа социальных проблем мегаполисов под руководством АПОС г. Москвы и при поддержке Комитета по делам семьи и молодежи Правительства Москвы
Руководитель проекта: А.В. Щербина. Шеф-редактор: В.О. Потапов. Редактор: В.Н. Трухин. Разработка макета информационной системы и поставка задачи на создание программной оболочки: В.В. Когут. В работе над проектом участвовали: О.В. Сидорова, Т.С. Андреева, Л.Р. Белкина, М.А. Ващук, Г.М. Запальский, А.А. Лескин, Т.П. Шкилькова