Храм святой мученицы Татьяны при МГУ является первым в истории современной России домовым храмом при светском высшем учебном заведении. При храме работают певческая школа, издательство, студенческая православная газета «Татьянин день». С момента возобновления богослужений в храме в 1995 году его настоятелем является протоиерей Максим Козлов. О. Максим также преподает в Московских духовных школах курсы «История западных исповеданий», «Сравнительное богословие», «Риторика». Второй священник храма — иерей Владимир Вигилянский — известный православный журналист и публицист, автор целого ряда статей о жизни Церкви в современной России. Социологические заметки Священник Владимир Вигилянский Община нашего храма, в силу своей молодости, может быть, самая маленькая в Москве, и наш храм не самый репрезентативный храм, тем не менее та динамика, которая прослеживается в нем, может служить показателем для всех московских приходов. В чем же его нерепрезентативность? Во-первых, он находится в центральной части Москвы, где почти нет жилых домов (а вокруг нашего храма их нет и вовсе), тогда как люди большей частью предпочитают посещать церковь рядом с домом. К нам же на богослужение едут иногда с детьми, из самых отдаленных районов города. Именно поэтому на субботних всенощных у нас бывает вдвое, втрое или даже вчетверо меньше народа, чем на воскресных литургиях. Во-вторых, вокруг церкви мученицы Татианы в 10-20 минутах ходьбы находится более 15 церквей. В-третьих, в Татьянинском храме богослужения были возобновлены только в январе 1995 г. Большинство из ныне действующих 400 московских церквей, в том числе и те, которые находятся в непосредственной близости от МГУ, были открыты в конце 80-х- начале 90-х гг., и к 1995 г. в целом был уже завершен процесс перераспределения прихожан по храмам. В-четвертых, внешний вид храма мученицы Татианы не соответствует традиционному представлению о православной церкви. Люди, проезжающие или проходящие мимо храма, даже не подозревают, что здесь проходят богослужения. Крест и мозаичная икона на фронтоне видны лишь издалека и только из одного ракурса — со стороны Кремлевской стены. В дни наибольшего наплыва людей в храмы (раздача крещенской воды, освящение куличей т. п.) у нас нет такого столпотворения, как в других приходах, в крестном ходе на Пасху участвуют, например, всего около 600 человек. Значительно меньше у нас отпеваний, крестин и венчаний, поскольку эти требы у нас связаны с постоянными прихожанами, их друзьями и родственниками. Например, крещений у нас за последние три года всего около 60 в год. По моим наблюдениям, 50 % крестившихся — молодежь и люди среднего возраста, 25 % — младенцы, 25 % — люди пожилые (отрадно, что иногда приходится крестить тех, кому за 70 и даже за 80 лет). Эта цифра взята из богослужебного журнала, который ведется священниками во всех столичных храмах. Сюда записываются все наименования богослужений, когда и кем они проводились, количество человек, участвующих в церковных таинствах, любые важные события, происходящие на приходе. Благодаря этим записям можно с большой долей достоверности понять, что происходит на приходе, какое количество людей составляют общину храма и многое-многое другое. Например, количество постоянных прихожан может быть понятно из цифр причащающихся в Страстную седмицу и на Пасху. В последнее время (осень 1999 г.) на воскресных богослужениях присутствуют 150-200 человек (на всенощной — 50-75), причастников — 45-55. В будни количество присутствующих на службах (если это не большие церковные праздники) на порядок меньше, тем не менее у нас не бывает будничных литургий без причастников. На вечерних службах с акафистами мученице Татиане в понедельник и Державной иконе Божией Матери в пятницу — 20-35 человек. Хотя у нас не проводилось никаких строгих исследований, связанных с возрастными, половыми, социальными и образовательными характеристиками общины, тем не менее духовенство храма, хорошо знакомое с прихожанами, может свидетельствовать о том, что учащихся (школьников, студентов, аспирантов) у нас более 50 %, преподавателей средних и высших учебных заведений — около 10 %, мужчин — около 40 %, до 35-летнего возраста — более 70 %, людей с высшим образованием среди взрослых прихожан — более 90 %. Кроме «учащих и учащихся», у нас есть пенсионеры, рабочие, мелкие и средние предприниматели, чиновники, писатели, академики, музыканты, лингвисты, математики, переводчики, художники, журналисты. Кроме русских, есть у нас украинцы, евреи, армяне, грузины, татары, японцы, англичане, швейцарцы. Почти все прихожане храма мученицы Татианы — люди, пришедшие в Церковь только в последнее десятилетие уже в сознательном возрасте, большая часть из них продолжает воцерковляться в нашем храме. Такой состав влияет на некоторые особенности формы церковного благочестия членов общины — они, конечно, более «либеральны» по сравнению с «традиционными» прихожанами (это видно, например, по одежде и косметике), но в то же время они стараются более осознанно относиться к своему месту в Церкви, пытаясь разобраться в смысле богослужений. Первое, что обращает на себя внимание, — это рост причастников из года в год. Когда церковная община МГУ боролась в течение двух лет за то, чтобы возобновились службы в нашем храме, им заявляли, что помещение церкви очень большое и никогда оно не будет заполнено прихожанами. Как видим, они ошиблись. В богослужебный журнал попадает некоторая информация, относящаяся к неслужебным событиям храма, — например, проведение так называемых Татьянинских вечеров. Однако не всегда здесь отмечаются коллективные паломнические походы (например, по святыням Москвы) и поездки (в Оптину пустынь, Псково-Печерский монастырь, Троице-Сергиеву Лавру, Новоиерусалимский монастырь, Киржач, Переславль-Залесский и др.), играющие существенную роль в формировании общины. Нет здесь записей о том, как прихожане помогали выносить мусор, оставленный предыдущими хозяевами (более 200 самосвалов), занимались ремонтом, строительством, уборкой. Нет здесь сообщений о занятиях воскресных школ для детей младшего и школьного возраста, о детской хоровой школе, о занятиях со взрослыми церковно-славянским языком, сравнительным богословием, церковным пением, золотошвейным делом, об общественных беседах священников о смысле и значении богослужений, проводившихся в нашем храме за эти годы. Ничто так не знакомит и не сплачивает людей, как совместный труд, паломнические поездки и совместные занятия! Впрочем, на них бывают прихожане не только Татьянинского храма, но и других приходов… За каждым событием, за каждой цифрой, так или иначе говорящей о жизни Церкви, стоят человеческие судьбы, причем взятые в самых главных и самых важных своих проявлениях. Приход в Церковь взрослого человека — это кардинальное переосмысление своей жизни, это каждодневный экзамен перед лицом Вечности, это отказ от суетности этого мира, это приобретение навыка быть требовательным к себе и снисходительным к другим, это опыт молитвы за своих близких, за страну нашу и за весь мир, это свидетельство победы над смертью. Поэтому воцерковление русского человека — это помимо всего прочего еще и важное гражданское дело. Все, что противоречит христианству, в конечном счете разрушает мир в обществе, вредит государственному строительству, наносит ущерб стране. Богослужения в храме совершаются следующим образом: по воскресным дням — Божественная Литургия и требы – в 10 часов утра, накануне – Всенощное бдение в 17 часов; по вторникам — в 18:00 вечерня и акафист св. мц. Татиане -небесной покровительнице всего российского студенчества; по средам — в 8:00 утреня и Божественная Литургия; по четвергам — в 18:00 вечерня и утреня; по пятницам — в 8:00 Божественная Литургия, в 18:00 вечерня и акафист перед иконой Божией Матери “Державная”; по субботам — в 8:00 утреня и Божественная Литургия. В Двунадесятые и Великие Праздники, в дни памяти святых великих, когда
они приходятся на будние дни, Божественная Литургия совершается в 8
часов утра, Всенощное бдение - накануне в 18 часов. В дни памяти святых, в дни средних праздников совершаются утреня и
Божественная Литургия с 8 часов. В субботу вечером во время Всенощного бдения, в воскресные и праздничные
дни за час до начала Литургии совершается Таинство исповеди. Храм открыт каждый день с 10 до 19 часов. В эти же часы открыты книжная
и церковная лавки, расположенные на цокольном этаже. Располагается храм напротив Манежа, на пересечении Моховой и Большой Никитской улиц (м. Библиотека им. Ленина, Охотный ряд). Вход со стороны Б. Никитской улицы. | |